ПОЛИТИКА 10100100010011011  
  101001000100110111001
  • Политический крах миллиардера Прохорова.
  • Программа Прохорова преступна?
  • Пентагон ликвидировал спецназовцев, убивших бен Ладена.
  • Смогут ли Путин и Медведев сделать президентом Собянина?
  • В Сочи обсудили вопросы безопасности объектов Игр-2014.

    Полный список статей

  • Обама запланировал в России новый кризис

    Татьяна Волкова, 11.04.2011 г.

    Отечественные экономисты и финансисты в тревоге: сокращение импорта нефти в США может обрушить нефтяные цены до 20 долларов за баррель. Всему виной новая энергетическая инициатива президента США Барака Обамы. «Сегодня я устанавливаю новую цель, разумную, достижимую и необходимую. На момент, когда я был избран президентом, Америка импортировала 11 миллионов баррелей нефти в день. Чуть более чем через 10 лет мы сократим этот показатель на треть».

    Именно стремление Обамы снизить в США потребление импортной нефти на треть может нанести тяжелый удар по экспортным доходам России.

    Может ли этот сценарий воплотиться в жизнь?

    Информация к размышлению: не только США планируют заменить нефть другими источниками энергии, но и Европа, и Китай.

    Поскольку отказ от нефти в США может занять около десяти лет, единственный позитивный момент для России в новом плане Обамы – это появление дополнительных стимулов для модернизации и диверсификации экономики.

    Что же заставляет ведущие экономики мира пересматривать свои энергетические стратегии? Это события в Северной Африке, на Ближнем Востоке, а также в Японии.

    Доля США в общемировом потреблении нефти составляет около 22 процентов. Поэтому то, что не будет закупаться у других стран, Америка заменит собственными углеводородами. В частности, администрация Обамы активно поддерживает разработку подводных месторождений нефти.

    Но Обама намерен пойти ещё дальше!

    Он уверен, что США должны задуматься о будущей энергобезопасности страны. Мол, американской экономике надо преодолеть зависимость не только от импортной нефти, но и от нефти как таковой. В то же время в связи с последними событиями в Японии американцы не хотят также полностью опираться и на атомную энергетику. Администрация Обамы возьмется за активное инвестирование в альтернативную энергетику – геотермальную, солнечную, ветровую. Большие надежды возлагаются американцами на газ. По состоянию на 2009 год США увеличивали резервы природного газа на 4,9% ежегодно за последние пять лет. А внутреннее потребление росло всего лишь на 0,4% ежегодно за это же время. То есть в США сегодня - избыточное предложение природного газа, который также можно использовать в качестве энергоресурса взамен дорогой нефти.

    Одним из способов снижения нефтяной зависимости является переход на такие виды транспорта, которые могут работать на новых источниках энергии. США и не только они занимаются решением этого вопроса. В Евросоюзе активно обсуждается концепция отказа от бензиновых и дизельных автомобилей и полного перехода на электромобили в городах к 2050 году. Даже Китай считает разработку электромобилей приоритетным направлением своего развития. Академия общественных наук КНР обнародовала «Синюю книгу» о конкурентоспособности страны. В список приоритетов и стратегических направлений у китайцев среди прочего попали экология и сферы экономии энергии, новая энергия и автомобили на новых источниках энергии. «Китай уже активно развивает использование альтернативных источников энергии и сейчас лидирует по количеству инвестиций в эту отрасль, которые в 2010 году составили 54,4 миллиарда долларов», – сообщает координатор Ассоциации солнечной энергетики России Антон Усачев.

    Однако вернёмся к нашей нефти. «Европа и США – крупнейшие импортеры нефти в мире. Ежедневно в страны поступает около 19,5 миллионов баррелей сырой нефти, что составляет половину объема импорта в мире, – говорит аналитик нефти и газа финансовой группы БКС Андрей Полищук. – Даже частичный отказ от импортируемой нефти приведет к падению мировых цен на нефть до минимальных отметок в 10–20 долларов за баррель».

    А ведь около сорока процентов российского бюджета – это нефтегазовые доходы!

    И, как предполагают некоторые эксперты, 10 долларов за баррель убьют российскую экономику Которая и так еле сводит концы с концами при 100 долларах за баррель. «В случае массового отказа стран от использования традиционных энергоресурсов и в случае больших прорывов в этом направлении в ближайшей перспективе, могут остаться невостребованными труднодоступные нефтегазовые запасы РФ. В частности, арктический шельф, о котором так много говорилось в последнее время, так и не будет освоен», – считает директор департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Александр Шток.

    Впрочем, есть эксперты, которых Обама своим планом не испугал.

    Эти специалисты обращают внимание на то, что быстро перевести промышленность и энергетику на новые источники энергии невозможно. Несмотря на объявленные приоритеты, тот же Китай не сможет отказаться от нефти, такой отказ обернется для него снижением темпов роста. В складывающихся условиях менно Китай может стать главным потребителем сырья России. «В прогнозах энергетических агентств Китай остается флагманом возмещения падения спроса в развитых странах», – подчёркивает старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин.

    Он же напоминает, что потребление бензина и дизельного топлива – главный фактор спроса на нефть, но не единственный: «Есть еще очень большое количество способов использовать продукты нефтепереработки. Печное топливо используется для отопления домов в зимний период, масла – для автомобильных двигателей. Продукты нефтехимии включают в себя пластмассы, моющие средства, красители, каучуки. Кроме того, известны способы переработки нефти в пищевой белок. Поэтому полностью отказаться от нефти даже при массовом переходе на электромобили не получится».

    Наш материал был бы неполным, если бы мы не привели мнение экспертов организации, которая своими рекомендациями принесла много зла целому ряду стран. Речь идёт о Всемирном банке. Его эксперты убеждены, что над Россией снова нависло нефтяное проклятие – риск необдуманного роста госрасходов. Они советуют как можно быстрее обнулить дефицит бюджета и накапливать резервный фонд, а источник финансирования программ модернизации искать в повышении эффективности имеющегося объема расходов.

    Это время нужно использовать для корректировки бюджета и подготовки к периоду низких цен на нефть – их падение неизбежно, говорит главный экономист ВБ по России Желько Богетич: «Вы еще помните 1998 год?» Нужно как можно быстрее сокращать дефицит и снова накапливать резервный фонд – сейчас в нем менее двух процентов ВВП, указывает Богетич. Ему вторит экономист Всемирного банка Сергей Улатов, считающий, что политика накапливания позволяет помимо создания «подушки безопасности» поддерживать бюджетную дисциплину и снижать инфляцию, тем самым обеспечивая долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

    Планы правительства РФ сократить дефицит с 4,1% в 2010 г. до 2,9% в 2013 г. разумны, но недостаточны, считают эксперты ВБ. По оценкам Богетича, достичь нулевого дефицита федерального бюджета возможно уже в ближайшие два года; дефицит консолидированной казны будет менее 1% уже в 2011 г. Потенциал сокращения консолидированных расходов Богетич оценивает в 8 – 9% ВВП – с текущих 39 до 30 – 31% за 4 – 5 лет. Для федерального бюджета ключевая задача – сокращать разрыв между расходами и нефтегазовыми доходами с почти 13% ВВП в 2010 г. до докризисных 4% в 2015 г., на два года раньше, чем предполагает Минфин.

    Еще один источник – улучшение инвестклимата. «Это заблуждение, что задачи поддержки экономического роста решаются только деньгами: они решаются эффективными деньгами, а также реформами», – подчеркивает Богетич. Выбор между задачей сокращения дефицита (позиция Минфина) и поддержки экономического роста за счет увеличения госинвестиций при сохранении бюджетного дефицита в 2 – 3% (позиция Минэкономразвития), с точки зрения ВБ, очевиден. «Невозможно жертвовать макроэкономической стабильностью ради обеспечения экономического роста: нет стабильности – нет и роста», – заключает Богетич.

    Господин из Всемирного банка мягко стелет, да жёстко спать. А что же считают наши?

    При текущих ценах нефти, превышающих $100, дефицит бюджета может быть и 1% ВВП, но это ничего не решает ни для социальной стабильности, ни для проведения модернизации, ни для инновационного развития, говорил ранее замминистра экономики Андрей Клепач. Величина бюджетного дефицита не может быть самоцелью, так же как, например, стабильность курса, убежден он: «Есть вещи, которые за пределами Минфина и ЦБ, – они в реальной экономике. Наша экономика объективно несбалансирована, и как ее сбалансировать – вот это действительно вызов».

    Тормоз для функционирования экономики скорее в ее недофинансировании, а не в дефиците бюджета, добавил начальник департамента Минэкономразвития Олег Засов.

    И ещё. Юлия Цепляева из BNP Paribas считает, что модернизация путем повышения эффективности госрасходов и их оптимизации – совет хороший, но риторический: «Никто же не хочет растянуть модернизацию на 20 – 30 лет, хотя это было бы здоровым решением: каждый политик заинтересован получить результат здесь и сейчас, а не в далекой перспективе». Когда есть спрос на серьезные структурные изменения, снижать их финансирование – совет нереалистичный.


    Ссылки по теме:

    на начало