ЧЕЛОВЕК 10100100010011011  
  101001000100110111001
  • Как живут на пенсии кинозвёзды.
  • Катя Андреева училась на юриста и педагога.
  • Разочарование. Добрая Герда - серийный убийца.
  • Елена Сафонова - не только «зимняя вишня».
  • Чудеса дыхательной гимнастики.

    Полный список статей

  • Свастика - символ света или тьмы?

    Константин Гончаров, академик РАЕН, художник-геральдист

    Недавно в нашей стране вспоминали о «черном дне», с которым связан один из самых тяжелых и мрачных периодов истории России. 22 июня - день вторжения Германии на Русскую землю. С этой датой связано многое - изнурительные сражения на фронтах и колоссальное терпение тружеников тыла, боль утраты и радость Победы, когда знамя с советской символикой был водружено над Рейхстагом.

    История повествует о том, как красный флаг с серпом и молотом восторжествовал над красным флагом со свастикой - символом, изначальный смысл которого был полностью искажен. В прошлом номере мы писали о военном плакате того времени, ранее - о символике советской эпохи, в частности, о пятиконечной звезде. На сей раз мы поднимаем тему другого символа, отношение к которому в обществе неоднозначно. Не вдаваясь исключительно в политический аспект, мы расскажем о необычном происхождении этого символа.

    Истоки: откуда что пошло?

    Самые простые графические знаки: круг, крест, ромб, треугольники, волнистая линия и свастика известны со времен палеолита (каменного века). Постепенно каждый такой графический знак обретал индивидуальный смысл и превращался в символ - отображение философского или религиозного понятия.

    Удивительно то, что свастические символы, символизирующие собой солнце в его вечном движении, появились почти одновременно у различных народов. Изображение свастики уже в эпоху неолита характерно для Передней Азии, Крита, Европы и Индии. На Руси свастические знаки сохранились еще с X - XII вв. (украшения вятичей).

    Позднее свастика встречается на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Тибете и Японии. Не обошел этот символ и коренных жителей Американского континента. Одним словом, свастика (в основном как орнамент, украшение) с давних пор использовалась везде, разве что кроме Австралии. И незначительно отличалась лишь по своему графическому начертанию.

    «Свастика» («суасти») в переводе с санскрита (одного из наречий древнеиндийского языка) означает следующее: Су - солнечная птица, Астика - двуликое божество теплой и холодной половин года, и переводится также как: «дарующий», «порождающий», «оплодотворяющий», «защищающий».

    Изображалась свастика как косой крест с перпендикулярными отростками, направленными по часовой стрелке (летняя, или «мужская» свастика) или против нее (зимняя, или «женская» свастика).

    Имеется ряд предположений, что конкретно изображала свастика первоначально: птицу, солнце с лучами, молящегося человека, сложенные накрест палочки для добывания огня. И хотя значение этого символа точно не установлено, так или иначе, свастика могла служить культовым и орнаментально-бытовым символом огня, солнца, счастья, защиты. При этом мы видим, что знак свастики не мог являться символом какого-то одного, отдельно взятого племени или народа, что подтверждается археологическими находками в разных частях света.

    Символ древности на службе тьме

    Летом 1920 года в Мюнхене, судя по некоторым историческим данным, Адольф Гитлер избрал свастику символом Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Сам Гитлер видел в свастике индуистский символ превосходства арийской нации. Он выбрал в качестве главной эмблемы партии черный крест с загнутыми концами, вписанный в белый круг на красном фоне. Красный цвет символизировал социальные идеалы партии, белый - националистические, а крест указывал на победу и верховенство арийской расы.

    Впервые в истории националистического движения Германии свастика появилась на эмблеме и знаменах общества Туле (Thule Gesellschaft) - тайного ордена, созданного после Первой мировой войны, и провозгласившего своей целью изучение и популяризацию древнегерманской литературы и культуры. На самом деле в обществе проповедовались крайний национализм, мистицизм и оккультизм. Общество являлось своего рода филиалом Тевтонского рыцарского ордена (существующего и по сей день), а само название получило от легендарной земли Туле, о которой упоминал греческий географ Пифей. Территорию Туле рассматривали по-разному: как Норвегию и в целом Скандинавию, или как Исландию, или как один из Шетландских островов. Земля Туле считалась прародиной древней германской расы.

    Свастика общества Туле несколько отличалась по рисунку от той свастики, что впоследствии использовал Гитлер, - загнутые концы креста Туле имели скругленную форму, благодаря чему эта свастика идеально вписывалась в круг.

    Возможно, что Гитлер при выборе свастики в качестве эмблемы руководствовался теорией немецкого геополитика Карла Хаусхофера, который считал, что свастика - символ грома, огня и плодородия у древних арийских магов. Карл Хаусхофер (1869 - 1946), немецкий политический деятель и ученый, основатель Института геополитики в Мюнхене. Именно ему принадлежит выражение: «Пространство как фактор силы», которое у Хаусхофера позаимствовал Гитлер. И поскольку в то время сам Гитлер и его окружение весьма интересовались магией и оккультизмом, вполне возможным стало утверждение свастики сначала в качестве главной партийной эмблемы; позднее свастика становится непременным атрибутом государственной, официальной, военной и корпоративной символики Германии.

    Свастика использовалась везде: на денежных знаках, на посуде, на сувенирной продукции. Флагами и транспарантами со свастикой всегда были увешаны улицы немецких городов во время каких-либо празднеств, причем увешаны так плотно, что у любого прохожего начинало рябить в глазах - настолько сильный зрительный эффект производила огромная масса красных флагов с черной свастикой в белом круге. К посуде и сувенирной продукции руку приложил, в прямом смысле, Гиммлер - он был владельцем фабрик по производству наградного холодного оружия и фарфора с нацистской символикой. Однако порой знак свастики использовался не совсем по назначению для официальной символики: самым «писком» моды считалось дамское платье, ткань которого украшал орнамент из тысяч мелких свастик.

    Возможно, свастика как таковая и осталась бы символом солнца, огня и плодородия. Однако с началом Второй мировой войны, оккупации Европы и с момента вторжения германских войск в Россию этот символ определенно перестал быть «солнечным».

    Коловрат – символ солнца

    Не менее интересна история существования свастики в России. Причем независимо от нацистской символики.

    Самая древняя из обнаруженных свастика открыта в Мезинской стоянке, относящейся к палеолиту. Следы стоянки первобытного человека были открыты на правом берегу р. Десны, в селе Мезине Конотопского уезда Черниговской губернии, еще до начала Первой мировой войны. Экспедиция Ф. Волкова и П. Ефименко исследовала стоянку, которая относилась к поздней поре каменного века. Были найдены кости мамонта, северного оленя и других животных, а также кремневые и костяные орудия, обломок браслета из слонового бивня и костяные фигурки птиц, покрытые геометрическими узорами - волнистыми линиями, треугольниками и… орнаментальными рисунками свастики.

    Вообще свастика известна на территории России, по материалам археологических раскопок, не менее трех тысяч лет, и не только в качестве украшений вятичей. Но на Руси данный символ - крест с изогнутыми концами, имел другое название - «Коловрат». «Коло» - древнерусское название солнца, «врат» - «возвращение»; в современном русском языке этому слову соответствует слово «солнцеворот». Солнце символически обозначалось равносторонним крестом, а иногда крестом, наложенным на круг. Загнутые концы креста символизировали прирастание или убыль светлого времени суток.

    Прирастание солнечного времени суток обозначалось левой свастикой (она же «мужская», как написано выше), которая по-русски и называлась «коловрат»; возвращение солнца символически означало победу над тьмой, оплодотворение земли.

    Убыль же солнца обозначалась правой («женской», как указано выше) свастикой, по-русски называвшейся «посолонь».

    Крест и коловрат (свастика) довольно часто, как и другие символы: процветший ромб - символ земли и плодородия, знак Перуна - бога-громовержца, встречаются в быту древних славян. В основном, естественно, в виде орнамента на посуде, на бытовых изделиях из дерева (прялках и т.п.), в виде орнаментальной вышивки на полотенцах или одежде. Кстати, коловрат (свастика) на посуде праславян из Смелы и Балтийского Поморья служит не просто украшением, а относится к календарным знакам (Б.А. Рыбаков. «Язычество древних славян». Глава 6.).

    Коловрат в принципе являлся защищающим и оберегающим символом русского национального орнамента. Коловрат изображался не только на предметах культа и быта, но и на русских стягах, оружии, денежных знаках вплоть до первой половины XX века, до появления пятиконечной звезды - символа начинающейся смутной эпохи в России - эпохи советской власти.

    Стоит вспомнить также, что легендарный богатырь земли Рязанской, самоотверженно сражавшийся в 1238 году с монгольскими завоевателями, носил прозвище «Коловрат» - Евпатий Коловрат.

    Символ коловрата - свастики можно видеть и на иллюстрациях Ивана Билибина к русским сказкам, целую книгу которых он оформлял в 1900-м году: в частности, свастика присутствует в виде орнамента на иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная».

    В 1917 - 1918 гг. в России вновь отчетливо проступает символ коловрата - свастики: на денежных купюрах достоинством 250, 1000 и 5000 рублей. На этих купюрах имелось изображение двуглавого орла (которого разработал И. Билибин) на фоне левой свастики - коловрата. Деньги эти продолжали печататься и при большевиках, до 1922 года, поскольку изготовление матрицы для печатания дензнаков с хорошей защитой - дело всегда сложное и дорогостоящее. У большевиков, как всегда, не было ни средств, ни необходимого числа высококлассных специалистов для этого. Но мало кто знает, что матрица со свастикой была изготовлена еще по указу Николая II: ожидалось, что после победы России в Первой мировой войне будет проведена денежная реформа.

    Но самое редкостное в области символики большевики умудрились породить в ноябре 1919 года. Приказом № 213 в войсках Юго-восточного фронта, а именно в калмыцких красноармейских формированиях вводился новый нарукавный знак. Знак представлял собой (по описанию) ромб размером 15 ? 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу ромба золотая ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА, в центре серебряный венок, в середине которого золотая СВАСТИКА с надписью РСФСР!

    Правда, свастика именовалась в описании непонятной аббревиатурой ЛЮНГТН. Венок внизу скреплялся золотым бантом. В данном случае мы видим присутствие двух взаимоисключающих символа в одном месте - звезду и свастику!

    Что день грядущий нам готовит

    В нынешнее время свастика не забыта. Как правило, используется этот символ националистически настроенными организациями, и не только в России. Отличается свастика (как эмблема различных организаций) графическим начертанием, количеством лучей свастики (от 3 до 8), цветом.

    Что же касается политической стороны дела, в Москве вводился запрет на использование и публичное ношение свастики как таковой, хотя нельзя отрицать те исторические факты, что были перечислены выше: свастика вообще - один из древнейших символов человечества, имевший непосредственное отношение и к истории Руси - России. Во всяком случае, главный герольдмейстер России Г.В. Вилинбахов в письме за № А 10-1-451 от 27 октября 1998 года заявил, что «действующим законодательством, как российским, так и международным, не предусматривается никаких ограничений относительно официального использования знака «свастика» и знаков, похожих на него».

    В свою очередь, у большинства населения России свастика ассоциируется с именем Гитлера и Второй мировой войной. Поэтому любые организации, использующие в качестве собственной символики даже переработанный аналог свастики, что называется «потеряют электорат». Что ж, такова неумолимость истории - то, что пережито в 1941 - 45 годы, из памяти людей не вычеркнешь.


    Ссылки по теме:

    на начало