ЧЕЛОВЕК 10100100010011011  
  101001000100110111001
  • Про смешанные браки – давно надо было уже написать.
  • С ростом миграции изменяется спектр наследственных болезней.
  • Как живут на пенсии кинозвёзды.
  • Катя Андреева училась на юриста и педагога.
  • Разочарование. Добрая Герда - серийный убийца.

    Полный список статей

  • ГАЛСТУК КАК СИМВОЛ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ

    Константин Гончаров,
    газета «Пенсионер и общество», № 10 [37], июнь 2003

    На протяжении всей своей истории человечество пользуется символами. Само собой так сложилось, что элемент символизма присутствует буквально и абсолютно во всем. Простейшие графические знаки – круг, крест, ромб, волнистая линия, треугольник известны со времен палеолита и задолго до появления письменности они стали всеобщим, универсальным языком человечества.

    Помимо государственной, официальной символики и геральдики существуют символика народных сказок, алхимическая символика, астрологическая, религиозная, военная, символика политическая и агитационная, и так далее. Вплоть до такого понятия, как «символические личности» – понятия, характеризующего выдающихся деятелей мировой культуры, внесших свой, определенный вклад в историю развития человечества.

    Символы присутствуют в повседневной жизни человека, и, как правило, мы не задумываемся над смысловым значением тех или иных предметов, объектов, что нас окружают. Хотя на самом деле история происхождения и символическое значение некоторых вещей, вплоть до предметов одежды, которую мы носим, довольно интересны.

    Например, история такого популярного среди разных народов и вечно модного аксессуара одежды, как галстук. Кстати, почему-то во многих словарях и энциклопедиях символов отсутствует понятие «галстук» и его толкование, хотя данный предмет по-своему ярким пятном вписался в пестрое полотно человеческой жизни.

    Само слово галстук происходит от немецкого Halstuch – шейный платок. От него галстук, по сути, берет свое начало и постоянно трансформируется внешне за все время своей эволюции.

    Впервые шейный платок появляется у римских легионеров, у которых он служит не для украшения, а имеет чисто практическое значение. Одежда легионера состояла из шерстяной рубахи (tunica) с короткими рукавами или без них, поверх которой носили доспехи. Шею повязывали платком, чтобы ее не натирали пластины панциря. Такой же платок имели и солдаты вспомогательных войск, даже если в качестве панциря они носили кольчуги.

    Вновь его начинают носить солдаты при Людовике XIV, в частности, хорватский полк. В это время он уже является украшением униформы.

    В 1692 году произошла кровавая битва при Штейнкирхене. Вольтер в своей работе «Век Людовика XIV» подробно пишет об этом событии, там же мы находим и упоминание о галстуке:

    «Мужчины в то время носили кружевные галстуки, на завязывание которых уходило довольно много времени и усилий. Принцы в спешке, когда одевались к бою, повязали галстуки небрежно вокруг шеи: женщины теперь носят украшение по этому образцу, называемое Steenkerke или Steinkerques».

    Steinkerques со свободно свисающими концами, которое носят как мужчины, так и женщины, стало предшественником галстука в нашем сегодняшнем понимании – как украшение воротника. XVIII век, рококо, отдавал предпочтение жабо, декоративной косынке из муслина или кружев, которая лежит на груди и закрывает застежку на мужской рубашке. Жабо носят в течение двух столетий непрерывно, с 1640 до 1840 год, в особенности в XVIII столетии, и позднее оно переходит в женскую моду.

    В эпоху Французской революции и Директории мужчины носили широкие платки из белой материи. Французские революционеры в знак протеста против белых платков носили черный галстук («черный, как проклятье»). Здесь уже четко просматривается смысловое, символическое значение галстука, а не только как украшения одежды.

    Очень сложным был способ завязывания галстука в первой половине прошлого века. Возникло даже несколько «учебников» по искусству завязывания галстука. Автором одного из них был Бальзак. Чем сдержаннее становилась мужская мода XIX века, тем все большее внимание уделялось галстуку, одному из последних украшений в мужском туалете. В выборе галстука и способе его завязывания, как единодушно заявляли составители этих «учебников», должна проявиться особенность личности мужчины так же выразительно, как когда-то в складках античных одежд.

    Галстук гения, согласно этой теории, должен был бы иметь «гениальный размах», а заурядного человека можно было бы сразу распознать по форме галстука без фантазии. Галстук «а ля Байрон» имел нечто от духа великого поэта, если верить автору «Учебника о галстуках», вышедшем в 1828 году в Илменау и являющимся подражанием своим великим образцам в Париже и Лондоне: «Во всем, что связано с гением лорда Байрона (1788-1824 гг.), можно обнаружить определенную оригинальность. Поэтому мы не увидим в способе завязывания галстука славным поэтом ни красивости, ни аккуратности, как это приписывается модой. Самое малейшее сдавливание тела почти всегда «связывает дух». Как узнать, насколько способен туго затянутый галстук сковать полеты фантазии и задушить мысль? Певец Корсара избежал всех оков. И галстук, названный в его честь, значительно отличается от всех других галстуков: вместо того, чтобы приложить его сначала спереди на шею, он прикладывается к шее сзади, а затем два конца перетягиваются вперед и завязываются на большой узел под подбородком, узел должен был иметь в ширину как минимум 4 дюйма и из него должны были выходить два выразительных конца. Этот галстук был особенно удобен летом и для путешествий, потому что повязывался вокруг шеи только один раз и не слишком стягивал шею. Его цвет, соответственно возвышенности мыслей его изобретателя – scabiosa (коралловый)».

    В последней трети XIX века из висящих концов такого шейного платка возникает, наконец, галстук в том виде, в котором остается неизменным в мужской моде сегодня, и промышленность изобретает все новые и новые образцы для галстуков. Манишка осталась только исключительно в торжественных вечерних костюмах, а также в одежде для верховой езды.

    Вернемся к истории и символам нашей Родины. Естественно, многие помнят о таком ярком и архиважном политическом атрибуте, как пионерский галстук. Было принято истолковывать символы и атрибуты юных ленинцев строго в соответствии с духом времени. О пионерском галстуке мы можем прочесть следующее: «Красный пионерский галстук – частица Красного знамени. Три его конца означают революционное единство трех поколений – коммунистов, комсомольцев и пионеров».

    Первоначально пионерский галстук не завязывался узлом, а два конца его скреплялись овальным значком-зажимом. Это значок конца 30-х годов, с очень странным по своей художественной композиции изображением: перевернутыми «кверху ногами» скрещенными серпом и молотом, и сложенной поленницей дров, пылающей пламенем, состоящим из трех алых языков. Трехъязычное пламя символизировало нерушимость связи трех поколений строителей коммунистического общества. Естественно, на значке присутствовал и девиз пионерской организации: «Всегда готов!». Позднее галстук завязывался, как многие помнят по школьным годам, узлом.

    И еще раз об узлах. Существует еще одна символическая, хотя и малоприятная, зловещая, трактовка галстука. В расцвет морского пиратства, во времена Уильяма Кидда бытовала в среде пиратов расхожая фраза – «английский галстук». Что означало не что иное, как виселицу. Бывший шотландский капитан, впоследствии знаменитый пират Уильям Кидд как раз примерил на себе подобный «галстук» в 1701 году в Лондоне.

    Также подобное символическое значение галстука мы можем встретить у Валентина Катаева в его произведении «Хуторок в степи» (продолжении повести «Белеет парус одинокий»):

    «…Зингерталь пожал одним плечом, сказал «хорошо» и на следующий день вместо устаревших куплетов «Солдаты, солдаты по улицам идут» исполнил совершенно новые, под названием «Галстуки, галстучки».

    Прижав к плечу своим синим лошадиным подбородком крошечную, игрушечную скрипку, он взмахнул смычком, подмигнул почечным глазом публике и, намекая на Столыпина, вкрадчиво запел:

    У нашего премьера
    Ужасная манера
    На шею людям галстуки цеплять,

    после чего сам Зингерталь в двадцать четыре часа вылетел из города, мадам Валиадис совершенно разорилась на взятки полиции и была принуждена ликвидировать свой иллюзион, а Гаврик получил лишь четвертую часть того, что он заработал».

    В данном случае приводится аналогия таких символов, как галстук, веревка и виселица. Причем веревка сама по себе могла означать как неволю, так и самоотречение, вознесение – последнее связано с идеей о веревке, протянутой от земли до небес. В индуистском мистицизме веревка – символ внутреннего пути к духовному просветлению.

    В эпоху Средневековья кающиеся грешники носили веревку на шее, как знак смирения и раскаяния.

    Веревка, завязанная в узел в обрядах масонов, символизировала союз. Масонство как политическая корпорация издавна стремилась не пользоваться письменными документами, инструкциями, а старается прибегать к символическим знакам, намекам, понятным лишь посвященным. Отсюда большое количество разнообразных предметов, имеющих свое символическое значение у масонов. Поэтому веревка, завязанная в узел (так называемый «кафинский узел» – украшение из золотого шнура), символизирует неразрывное единство всех масонов мира. В Красном масонстве веревочная петля и факелы символизировали борьбу против врагов Общества масонов и месть за репрессии против масонов.

    В искусстве веревочная петля – атрибут Немезиды, богини возмездия, и Святого Андрея, который был привязан к кресту.

    Возвращаясь к галстуку, как к украшению, можно сказать, что другого такого, столь необычного символа и популярного предмета одежды, как галстук, не было.

    Дополним еще, что такой оригинальный галстук, как бабочка чаще всего используется в спортивной одежде, в торжественных вечерних и концертных костюмах. Особую популярность получила бабочка «а ля Липтон», названная по имени английского чайного короля. Покрой галстука и расцветка зависит от формы воротника и силуэта одежды, ее низкой или высокой застежки и меняется, поэтому вместе с изменением моды в одежде. Форма узлов также приспосабливается к этим переменам. Среди множества образцов галстуков, от классических до спортивных, знатоки умеют точно выбрать тот, который соответствует современной моде и уместен для данного случая.

    Действительный член
    Всероссийского Геральдического общества,
    художник К.Ю. Гончаров.
    26.05.2003 г.

    Список использованной литературы:


    Ссылки по теме:

    на начало