Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


НА ИДЕЕ АДОЛЬФА ГИТЛЕРА И НА РУССКИХ КОСТЯХ «ФОЛЬКСВАГЕН» ПРОЖИЛ 70 ЛЕТ.

Станислав Павлов, ГАЗЕТА

Россия остаётся мировым космическим лидером.

Сегодня «Жука» снимают с производства

Сегодня в Мексике с конвейера фабрики в городе Пуэбло сойдет последний «Фольксваген Жук» (Volkswagen Beetle). Народный автомобиль был разработан Фердинандом Порше по приказу Адольфа Гитлера, который на Берлинском автосалоне 1933 года пообещал посадить немцев на дешевые автомобили. Позже Иосиф Сталин пригласил Порше в СССР и, как говорят, предлагал ему пост министра машиностроения. Тот отказался. Немецкий «Жук» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый продаваемый автомобиль в мире. На продаже более 21 млн. «Жуков» VW заработал порядка 100 млрд. марок. Нынешнее руководство концерна Volkswagen такому успеху может только позавидовать: продажи VW в последнее время падают, поскольку все последние модели концерна проигрывают «Жуку» по главному потребительскому параметру - сочетание цены и качества.

Прощание с Beetle

Легендарный автомобиль, известный всему миру под именем Beetle («Жук»), уходит на пенсию. Сегодня в мексиканском городе Пуэбло с конвейера сойдут последние «Жуки».

Точку в почти 70-летней истории «Жука» поставит ностальгическая спецсерия Ultima Edition - 3 тысячи автомобилей светло-голубого и кремового цветов. Именно так выглядел Beetle на пике своей популярности, в 60-70-х годах прошлого века.

На всех машинах будут установлены детали и элементы кузова, которые были у «Жуков» более 60 лет назад: хромированные молдинги по бортам и на капоте, покрышки с белой полосой, панель в цвет кузова. На бардачке будет красоваться надпись «последнее издание», а на капоте - герб немецкого концерна.

2999 ретро-«Жуков» будут продаваться исключительно в Мексике, по цене 7 тысяч евро. Но ни у кого не вызывает сомнения, что уже через пару лет за раритетные авто «жуководы» будут давать в несколько раз больше, тогда как первые автомобили стоили чуть дороже 1,5 тыс. рейхсмарок. Последняя, трехтысячная машина из специальной партии уедет в Германию, в музей концерна «Фольксваген».

Как создавался народный автомобиль

На открытии Берлинского автосалона в 1933 году Адольф Гитлер произнес свою первую речь как вождь нации. Он пообещал обеспечить каждую немецкую семью собственным автомобилем.

Советник Гитлера по вопросам автомобилизации Якоб Верлин вспомнил о Фердинанде Порше, который еще в 1931 году разработал прототип «народного автомобиля» - «Тип-12», и внешне, и конструктивно напоминавший будущую легенду мирового автопрома.

Через год на «Моторшоу-34» Гитлер вернулся к идее «народного автомобиля». Так началась история самого знаменитого авто, которое впоследствии стали называть по-немецки Kaefer, по-английски Beetle, по-русски «Жук», по-французски Coccinelle («Божья коровка»).

Кстати, идея «народного автомобиля» вдохновляла также советских руководителей и российских олигархов. В разные времена на эту должность претендовали «Запорожец», вазовская «копейка» и газовская «Волга». Последний из приверженцев этой идеи - Олег Дерипаска, которому его менеджеры прочили славу российского Генри Форда, вынужден был отказаться от замысла создания «народной» «Волги» по причине бесперспективности модели и ее высокой цены.

Кто приложил руку к «Жуку»

Фердинанд Порше представил правительству вариант «народного автомобиля» 17 января 1934 года, а в июле того же года Ассоциация немецких производителей автомобилей подписала с Порше контракт. За 10 месяцев Порше должен был создать автомобиль с определенными параметрами: ширина колеи - 1200 мм, расстояние между осями - 2500 мм, мощность - 26 л. с., неснаряженная масса - 650 кг, максимальная скорость - 100 км/ч, средний расход топлива - 8 л на 100 км. При этом розничная цена не должна превышать 1550 марок. Ежемесячная субсидия, которую получало КБ Порше составляла две тысячи рейхсмарок.

Точно в срок в своем штутгартском бюро, которое размещалось в двух смежных гаражах, Фердинанд Порше построил несколько прототипов заднемоторных автомобилей малого класса с 4-цилиндровыми оппозитными двигателями фирм Zundapp и NSU.

Главным дизайнером проекта был Карл Рабе. Франц Раймшписс разработал новую горизонтальную «четверку» воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров и верхним размещением клапанов. Двигатель имел рабочий объем 985 куб. см. и мощность 23,5 л. с. при 3000 об/мин. С этим двигателем «Жук» развивал скорость до 100 км/ч и «съедал» 8 л бензина на 100 км пути.

Кузов «Жука» был спроектирован Эрвином Комендой в сотрудничестве с математиком Йозефом Миклом. Фары тогда еще не были полностью утоплены в крылья автомобиля, а задние стекла, появившиеся только в январе 1938 года, заменяла стальная панель с прорезями. За исключением этих деталей, кузов до сих пор не претерпел никаких изменений.

Нацисты дали на «Жука» 50 миллионов рейхсмарок

К октябрю 1936 года Фердинанд разработал еще два прототипа. Один из них фюрер выбрал в качестве окончательного варианта. Не прошло и года, как компания Daimler-Benz изготовила опытную партию из 30 машин, которые прошли всесторонние испытания и были существенно доработаны.

Весной 1938 года началось строительство завода в местечке Фаллерслебен (нынешний Вольфсбург). К этому моменту в реализацию проекта было вложено 1,7 млн. рейхсмарок. Гитлер объявил, что машина будет называться KdF - Kraft durch Freude («Сила через радость») - в честь нацистской организации, пожертвовавшей на строительство завода 50 млн. рейхсмарок. Примерно в это же время применительно к модели Volkswagen прозвучало название «Жук», принадлежавшее перу журналиста из New York Times. Как видите, именно это имя прижилось и стало известно всему миру.

Машину строили на пожертвования

На новом предприятии собирались выпускать Volkswagen-38 с двигателем воздушного охлаждения объемом 985 куб. см. Стоимость разработки и подготовки серийного выпуска составила 30 млн. рейхсмарок. Чтобы облегчить финансирование, придумали весьма хитроумную накопительную программу, применяемую сегодня практически всеми автопроизводителями. На всю Германию объявили предварительную запись на KdF с обязательной уплатой аванса. Деньги текли рекой, от желающих приобрести новинку не было отбоя.

В рекламных целях совершалось множество автопробегов. А в качестве особой изюминки изготовили спортивную машину под индексом «64», которая имела красивый обтекаемый кузов. При мощности 40 л. с. автомобиль мог ускоряться до 140 км/ч. Этот экземпляр предназначался для пробега Берлин - Рим, но из-за начала войны он так и остался не у дел.

Сталин предлагал Порше должность министра

Говорят, что незадолго до начала войны Порше пригласили в СССР. Изобретателю устроили экскурсию по ведущим предприятиям страны, а затем Иосиф Сталин лично предложил Фердинанду занять пост министра чуть ли не всей советской промышленности. Конструктор отказался и вернулся в Германию. Эта поездка аукнулась Порше во время войны, когда Гитлер вызвал его к себе и приказал передать сведения об увиденных заводах. В ответ он услышал примерно такие слова: «Сделка с Советским Союзом не состоялась. Но я не считаю себя вправе раскрывать секреты деловых партнеров». Удивительно, но столь непростительная для большинства дерзость сошла Порше с рук.

Солдат KdF

С началом крупномасштабных боевых действий строительство завода остановили, что, конечно же, сильно огорчило 170 тыс. человек, принявших участие в накопительной программе. На заводе, который к началу Второй мировой войны занимал площадь 2930 гектаров, успели изготовить всего 630 машин. До покупателей они не дошли: их распределили среди высокопоставленных офицеров.

Во время войны выпускались разведывательный автомобиль KdF-82, легкая амфибия KdF-166, небольшими партиями для штабных целей - легковушка KdF-87. К 1945 году завод успел выпустить около 65 тыс. единиц подобной техники.

После войны

Англо-американская авиация разбомбила автомобильную фабрику, но к этому времени большинство станков для выпуска «Жука» успели увезти в другое место.

Сразу после войны в Германию приехала американская комиссия, в которую входил Генри Форд. Эксперты пришли к заключению, что завод не имеет будущего. Но осенью 1945 года предприятие в Вольфсбурге снова заработало.

Спустя 27 лет Порше косвенно отомстил Форду, поскольку в 1972 году общий объем выпуска «Жука» превысил 15 млн. штук. Таким образом, был побит рекорд, принадлежавший до этого модели Ford-T, которая выпускалась с 1908 по 1927 год.

После поражения Германии Фердинанда Порше, его сына Ферри и мужа его дочери Антона Пиха обвинили в пособничестве нацистскому режиму и посадили во французскую тюрьму. Одно из обвинений заключалось в использовании на заводе труда военнопленных. Франция также добивалась передачи предприятия в качестве репарации. Ходили слухи, что в обмен на свободную жизнь Порше предложили помочь в доработке Renault-4CV. Этот проект не сумел завершить Луи Рено, скончавшийся в 1944 году.

Но изобретатель отказался помогать французам и не был освобожден.

Оставшаяся на свободе дочь инженера Луиза Пих начала борьбу за освобождение родственников. Через шесть месяцев она сумела освободить брата Ферри. Порше-старшего выпустили на свободу только 1 августа 1947 года.

После освобождения Порше поселился в австрийском городе Гмюнде, где на территории лесопилки устроили штаб-квартиру компании Porsche AG. Вскоре там началось мелкосерийное производство купе 356, созданного на агрегатах все того же «Жука».

Двухместная машина, оснащенная 1,1-литровым двигателем воздушного охлаждения, имела алюминиевый кузов на пространственной стальной раме. Эту модель, которая при весе 585 кг могла разгоняться до 135 км/ч, прекрасно встретили в Европе. Благодаря этому успеху фирма в 1950 году переехала в Штутгарт.

Удивительно, но в послевоенный период «Жук» существовал как бы независимо от Порше. В 1950 году его начали экспортировать в США. Первый опыт зарубежной сборки состоялся в Ирландии, а в Австрии стали собирать полицейский «Жук» со складывающейся крышей.

Фердинанду Порше пришлось ходить без шляпы

Незадолго до смерти великий изобретатель посетил Вольфсбург. Еще в тюрьме Фердинанд, знавший о начале выпуска своего автомобиля, поклялся по возвращении в Германию снимать шляпу перед каждым встреченным «Жуком». Но идти по городу ему пришлось вообще без головного убора. По улицам взад и вперед шныряли сотни «Жуков». В январе 1951 года Фердинанд-старший скончался.

Через год после смерти знаменитого отца его сын Фердинанд-младший переехал в штутгартский пригород Цуффенхаузен и переключился на разработку Porsche.

«Жук» при этом неплохо себя чувствовал: росло производство в Германии, открылся филиал в Бразилии. В 1955 году Volkswagen выпустил миллионный автомобиль. На немецком рынке «Жук» стоил всего 3790 марок.

Переезд в Мексику

Последний «Жук» в Германии выпустили 18 января 1977 года, а американские газеты даже опубликовали официальный некролог. Но «Жук» не исчез с европейского рынка. Начиная с 1978 года автомобили стали поступать в страны Старого Света из Мексики. 15 мая 1981 года в мексиканском Пуэбло с конвейера сошел 20-миллионный «Жук». Правда, в середине восьмидесятых ветеран заметно подорожал - его продавали за 10 525 марок.

Выпуск модели был также налажен в Нигерии, Бразилии, Мексике, Перу и Уругвае. Небольшими партиями автомобиль экспортировался в Германию вплоть до 1995 года. Современному покупателю предлагали большой выбор цветов, хромированные колпаки колес, обогрев заднего стекла, руль с надувной подушкой безопасности, серийную сигнализацию. При этом объем инжекторного двигателя достигал 1,6 л.

Новый «Жук»: «Не продай свою душу»

Немногие знают, что появление нового «Жука» неразрывно связано с именем еще одного Фердинанда - по фамилии Пих, который является никем иным, как внучатым племянником Порше-старшего. В 1993 году он возглавил концерн Volkswagen. Впервые концепт New Beetle появился на автосалоне в Токио восемь лет назад, а пошел в серию в 1998 году. Несмотря на то что маркетологи продвигают новый «Жук» под лозунгом «Не продай свою душу!», продажи идут вяло. К тому же New Beetle, разработанный молодыми дизайнерами калифорнийского центра VW, лишился своей отличительной черты: теперь его двигатель расположен впереди, как у других машин. Сегодня за 23 тыс. евро (по такой цене продается новый «Жук» в базовой комплектации) можно купить более вместительную и более мощную машину, а передним приводом, подушками безопасности и кондиционером сегодня никого не удивишь - тем более что по комфорту и дизайну он проигрывает своим прямым конкурентам, находящимся в этом же ценовом сегменте. Так что современный «Жук» никогда не заменит детище Фердинанда Порше, которое перестало быть обычным транспортным средством, а перешло в разряд общечеловеческих ценностей.

Справка

Легендарный «Жук» - единственный в своем роде. И не просто потому, что завоевал себе репутацию надежного и доступного по цене, но и потому, что стал культовым автомобилем поколения 60-70-х и «кинозвездой» Голливуда. Так, «Жуки» появлялись в фильмах Ингмара Бергмана (»Земляничная поляна»), Вуди Аллена (»Спящий»), Стенли Кубрика (»Заводной апельсин») и во множестве диснеевских мультиков. Мультяшный «Жук» умеет любить и ненавидеть, а также сражаться с дикими африканскими животными. Круглые, глазастые «Жуки» всегда выделялись в транспортном потоке, но при этом оставались самыми демократичными автомобилями планеты: на них ездили миллионеры и безработные, мексиканские таксисты и студенты.

Фердинанд Порше, австриец по национальности, родился 3 сентября 1875 года в Богемии. В 15 лет стал подмастерьем у жестянщика, получив первые навыки работы с металлом. Проработав несколько лет на своего отца, будущий изобретатель окончил техническую школу и переехал в Вену. С апреля 1894 года Фердинанд работал к компании United Electrical Company, а в свободное время посещал лекции в университете. В 1900-м Порше создал дешевый «компакт» Lohner-Porshe, двигатели которого были установлены в ступицах колес. Год спустя у машинки появился и четырехцилиндровый мотор мощностью 18 л. с. В апреле 1931 года Фердинанд Порше вместе с 22-летним сыном Фердинандом-младшим, которого многие называли просто Ферри, открыл собственное конструкторское бюро. Первый заказ на изготовление компактного автомобиля с двухлитровым мотором поступил от фирмы Wanderer. Машине присвоили индекс «007», чтобы никто не догадался, что отец и сын создают свое первое транспортное средство. Первенец получился удачным, и вскоре после окончания работ к изобретателям обратился известный в Германии автопроизводитель Auto Union, который заказал гоночную машину. Первые разработки Порше оказались лишь прелюдией к самому главному заказу в его жизни.


Ссылки по теме:

на начало