Проверка товарного знака: как это сделать и зачем


Торговля >> 18.10.2017

Процедуре регистрации ТМ предшествует проверка знака на тождественность. То есть, выбранный элемент изучается на предмет схожести с символикой других брендов, чтобы исключить повторы или аналогии. Проверить товарный знак можно через специальные конторы, для этого разработана целая схема и порядок сравнений. Процедура не просто важна, а обязательна. Любой товарный знак, подлежащий регистрации, в первую очередь проверяется на тождественность. Только после утверждения его уникальности можно подавать заявку на узаконивание права собственности.

Что подлежит проверке

Обычно при регистрации ТМ больше внимания уделяют словесным элементам товарного знака. Однако также следует проверять другие символы: упаковку, изображения, аббревиатуры и девизы. То есть, всё, что может уникально рассказать о продукте или компании. Процедура эта не простая, однако, пройдя её полностью, можно защититься от претензий владельцев, что ранее не зарегистрировали подобные элементы.

Обычно при проверке применяют следующую тактику: отдельно регистрируют словесную и графическую часть товарного знака. Подрядчики фирм, предоставляющих услуги по регистрации, сверяют оба элемента. Ещё на стадии разработки ТМ — выбора названия или изображения, логотипа — следует уделить особое внимание оригинальности и эксклюзивности символики. На сегодняшний день в РФ зарегистрировано около 600 тыс. знаков, и каждый год подаётся от 40 до 50 тыс. новых заявок. То есть, существует огромный риск совпадения выбранной в качестве ТМ символики с другой, уже подтверждённой. Если такое происходит, новый претендент получает отказ.

Проверяют ТМ по разным методикам, всего существует около 20 принципов, на которые стоит ориентироваться.

Алгоритмы проверки

Анализ на тождественность осуществляется по определённым схемам и принципам. В первую очередь обращают внимание на принцип написания и изображения элементов (название). Исходя из этого, выбирается алгоритм. Они существуют для обозначений, написанных кириллицей или латиницей, обладающих семантикой (смысловым значением) или фантазийных.

В ходе каждой проверки осуществляется анализ:

  • транслитерации;
  • перевода (если требуется);
  • тождественных обозначений в Российской и международной базе.

Нередко используют проверку по поисковым системам, дополнительно проверяют доменное имя (если название англоязычное).

Также обязательно стоит осуществить не только поиск среди уже зарегистрированных ТЗ, но и поданные на утверждение заявки. Процесс регистрации небыстрый, большой шанс, что пока кто-то подаёт документы, у другого идёт или завершается оформление. Для анализа заявок на регистрацию исследуют коммерческие базы.

Основные принципы проверки

Кроме перечисленных алгоритмов, при исследовании товарного знака на тождественность принимаются во внимание ещё 3 фактора:

  • семантический — обозначение должно отличаться по смыслу, не быть похожим с другим, это приводит потребителя в заблуждение;
  • фонетический — название следует выбирать такое, чтобы не было созвучным с другим;
  • визуальный — изображение ТЗ нужно выбирать оригинальное.

Если хоть по одному принципу символы будут напоминать другие, уже прошедшие регистрацию, последует отказ. Строгий контроль позволяет исключить риск появления схожих ТЗ, что может привести не только к дезориентации потребителей, но и к возможному появлению фальсифицированной продукции под названием, схожим с раскрученной маркой.

По этой причине стоит действительно задуматься над регистрацией собственного товарного знака, заказать процедуру проверки. Так можно избежать претензий со стороны владельца аналогичного обозначения и защитить собственное имя от использования другими.