Русь Великая |
Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.
В драгоценном ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким, немеркнущим светом. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого.
Сегодня улицы, площади и набережные Ярославля - это своеобразный музей, «экспонаты» которого - великолепные архитектурные сооружения - поставлены планировкой XVIII в. в необычайно выигрышное положение. Они оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен изукрашенных храмов теряется чувство времени, явственно ощущается дыхание древней, но вечно живой почти тысячелетней истории Ярославля.
Над городом проносились войны, пылали пожары, неоднократно менялся облик его улиц и площадей. Но из поколения в поколение оставалось неизменным значение Ярославля как одной из величайших сокровищниц древнерусского искусства.
Художественные памятники Ярославля вплоть до ХVI в. были самобытной порослью искусства Ростова Великого и Москвы.
Восемь веков христианство не могло победить Ярославль (название от русск. «Ярило» «славить»). И только в ХVII в. представители третьего сословия, посадские люди, выступают как заказчики и строители огромных каменных христианских храмов и палат.
[Христианизация Руси – акт безнаказанного геноцида русских]
В северорусской Школе монументальной живописи XVII в. ярославские художники наряду с костромичами играли ведущую роль. Лучшие из них становились в Москве царскими «жалованными» и «кормовыми» изографами.
Большое развитие получило прикладное искусство. Творчество ярославских ювелиров, медников, кузнецов, гончаров, ткачей, а также судостроителей, украшавших свои барки и расшивы затейливой полихромной резьбой, тесно связано с расцветом художественной жизни Ярославля ХVII в. Так на заключительном этапе истории древнерусского искусства ярославская художественная школа стала одной из ведущих.
С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открываются великолепные виды на необъятные дали Заволжья, оживленные серебристой лентой реки, на панораму за которосльной части города. Здесь, на Стрелке, начиналась многовековая история Ярославля - одного из древнейших русских городов.
[!] В так называемый «период образования Киевского государства» на этом месте уже стояло древнее языческое святилище, и был расположен город потомков угро-финских племен, смешавшихся со славянским населением.
Легенды называют это селище «Медвежьим углом».
Его жители занимались земледелием, охотой и рыболовством, участвовали в торговле со Скандинавией, Волжской Болгарией, странами Ближнего Востока. Вокруг, в радиусе 10-12 км, существовало еще несколько таких же селищ, обитатели которых оставили грандиозные некрополи.
Местоположение города было очень выигрышным в военном отношении. Он контролировал устье Которосли, соединявшей с Волгой один из крупнейших городов того времени - Ростов Великий.
[?] В начале XI в. христианские бесы ростовского князя Ярослава Мудрого (ставшего позднее великим князем киевским) взяли штурмом славянский город и сожгли главное языческое святилище.
[?] По преданию, сам князь тяжелым боевым топором зарубил священного медведя и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем.
Об этих событиях напоминает известный с XVII в. герб города, изображающий медведя с трезубцем, позже замененным секирой.
Основанный как оплот княжеской власти в этой части Поволжья, Ярославль, однако, еще долгие годы хранил традиции родных языческих времен.
[!] Знаменательно, что первое упоминание города содержится в летописном рассказе о крупнейшем восстании славян-язычников 1071 г. Его возглавляли «два волхва от Ярославля».
В XI-XII вв. Ярославль оставался небольшим сторожевым пунктом на беспокойной окраине Ростово-Суздальского княжества, волжским форпостом своего «старшего брата» Ростова Великого. На много километров вокруг видны были с крепостных стен окрестные низменные дали. Отсюда было удобно наблюдать приближение караванов торговых судов или разбойных вражеских ладей. Со стороны всполья крепость защищал глубокий Медведицкий овраг.
Необходимое пояснение:
- когда христиане начали выступать заказчиками строительства «своих» храмов и других монументальных построек, шел XVII век;
- со стен же крепости русичи обозревали окрестности уже в XI веке.
Как видим, христианские строители здесь ни при чем.
Город жил под постоянной угрозой вражеского нашествия. В 1152 г. он был внезапно окружен волжскими болгарами, и, пока ростовцы не пришли на помощь и не «победиша болгары», в осажденном Ярославле «изнемогаху людие в граде гладом и жажею». «Бе бо мал градок», - объясняет ростовский летописец причину временной военной неудачи ярославцев.
На рубеже XII-XIII вв. в связи с оживлением волжского торгового пути на развитии Ярославля начала сказываться выгодность его географического положения. Временем его наивысшего расцвета в домонгольский период было правление ростовского князя Константина Всеволодовича (1207-1218) и его сына Всеволода (1218-1238). Именно в это время город все чаще упоминается на страницах ростовского летописания.
В 1218 г. князь Константин разделил свои владения между двумя сыновьями:
«посла сына своего старейшего Василька на стол Ростову, а Всеволода на Ярославль».
Так в период усиления феодальной раздробленности, вызванной христианизацией Руси, Ярославль стал стольным городом нового княжества, которому принадлежали «Угличе поле, Молога и страны Заволгские до Кубенского озера».
Возвышение города определило начало больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать только по сравнительно поздним летописным источникам и данным археологических раскопок.
Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними возвышался двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями.
В начале XIII в. Ярославль разросся далеко за пределы существовавшей тогда небольшой крепости. Следы застройки этого времени найдены археологами и за Медведицким оврагом. Вдоль поймы Которосли и, возможно, с напольной стороны город ограждался тыном. О размерах Ярославля этих лет можно судить по летописному известию об огромном пожаре в 1222 г., когда «град Ярославль мало не весь погоре и церкви изгоре 17, двор же княжь… избы огня». Такое количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине города.
При князе Константине Всеволодовиче, библиофиле и покровителе искусств, кого летописец гадко назвал «вторым Соломоном», христианизация Ярославля продолжилась.
Монгольское нашествие на долгие годы прервало начавшийся блестящий расцвет богатого волжского города.
[подробнее в ст. «Христианизация Руси – акт безнаказанного геноцида русских»]
На Куликовом поле в 1380 г. ярославская дружина стояла на левом фланге войска Дмитрия Донского.
Дмитрий Донской заключил с ярославскими князьями договор:
«…а князивелиции и ярославски с нами один человек».
В последующей ожесточенной борьбе московского князя за объединение русских земель договор этот никогда не нарушался.
Ссылки по теме: