РЕЛИГИЯ 10100100010011011  
  101001000100110111001
  • Совесть Ольги Кормухиной устала без сна.
  • России религия не нужна, а иудаизм запретить вовсе!
  • По Конституции Россия не должна оплачивать опиум.
  • На какой срок посадят патриарха Кирилла?
  • Пушкина и Лермонтова убивают повторно?

    Полный список статей

  • Пушкина и Лермонтова убивают повторно?

    Лукьян Чесноков

    В самом начале двадцать первого века известный фокусник Амаяк Акопян в приватном разговоре с журналистами долго, но справедливо сетовал на то, что на места уходящих из жизни актёров советского кино, безусловных кумиров, людей талантливейших и даже гениальных, никто не приходит. Кто заменил Евгения Леонова? Или Анатолия Папанова? Андрея Миронова? Посмотрите эти сериалы, это растекающееся по всем каналам жидкое мыло. Кто играет? Сплошная серая моль!

    Амаяк Акопян хотя и фокусник, человек цирка, человек праздника, констатируя этот факт, был очень и очень грустным. Прошли годы, и в отечественном кино и театре – даже несмотря на кризис – серой моли поубавилось. И даже заблистали таланты!

    Что же касается литературы, то здесь, судя по отзывам всё ещё читающих книги граждан России, прочно обосновалась сплошная серая моль.

    Почему?

    В связи с почти полным отсутствием стратегии развития ещё недавно глобальной сверхдержавы у её лидеров и их челяди от природы талантливые и творческие люди перестали быть трибунами и глашатаями, вдохновителями и воспитателями.

    Зато некоторые из них, отбросив стыд и гордость («ползком за куском перед всяким дерьмом» – Юнна Мориц), выстроились в очередь начётчиков и кликуш, очерняющих Россию по полной программе. И, что показательно, за это откровенно неблагородное, но планомерное очернительство самым настойчивым и бессовестным изредка перепадают крошки со столов нынешних россиянских суперворов – так называемых олигархов.

    Серая литературная моль получает учреждённые олигархами литературные премии за то, что в своих изданных мизерными тиражами книжонках или даже рукописях издевается над многострадальным русским народом, над его прошлым и настоящим, предрекая ему гибель.

    Главный редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков, оказавшись как-то в жюри одного из таких «букеров-мукеров», был поражён откровенной заданностью критериев на лауреатство:

    – Ругай Россию, ругай её народ, – и у тебя, молодого литератора, появятся реальные шансы стать лауреатом.

    Поляков не только рассорился с председателем жюри, но и вынес свою позицию на телеэкран.

    Но, как говорят в народе, хороших людей больше, чем плохих, зато плохие умеют быстро объединяться.

    Трудно сейчас сказать, сплошная или не сплошная серая моль только что выдала на-гора двухтомник «Литературная матрица: живой учебник отечественной словесности».

    Однако обсуждение в «Пресс-клубе» на АТВ (запись состоялась сегодня, 1 декабря 2010 года) было бурным.

    Анонс двухтомника, как водится, самоуверенный до апломба: «Книга задумана как альтернатива стандартному школьному учебнику литературы. Её авторы – не учёные литературоведы, а популярные современные писатели и поэты. Авторский коллектив этой книги включает писателей и поэтов разных поколений, принадлежащих к разным эстетическим и идеологическим направлениям. Четыре десятка авторов – от Андрея Битова до Сергея Шаргунова, от Сергея Гандлевского до Али Кудряшевой – максимально широко представляют спектр всей современной русской литературы. Двухтомник включает более сорока статей о классиках, чьи произведения включены в школьную программу – от Пушкина до Солженицына».

    Какой замах, не правда ли? «Стандартный» школьный учебник, написанный учёными литературоведами – это дело мёртвое. А у нас «четыре десятка» разнокалиберных авторов, преимущественно никому не известных, даже друг другу, создали «живую матрицу». Под чутким руководством «идейного вдохновителя проекта Вадима Левенталя». Тоже, кстати, мало кому известного.

    …Листаешь «живую матрицу», а в памяти одновременно всплывают великолепный Евгений Евстигнеев в роли руководителя народного театра (фильм «Берегись автомобиля!») и Хлестаков из гоголевского «Ревизора». Помните? Короче говоря, не пора ли нам замахнуться на самого Вильяма, понимаешь ли, Шекспира. А что, брат Пушкин? Да ничего, брат!

    Бурное обсуждение в «Пресс-клубе» сегодня подытожил по-настоящему известный детский поэт, создатель «Самой большой в мире книги для малышей», лауреат Литературной премии имени А. П. Чехова, премии, не имеющей денежного эквивалента, академик Андрей Александрович Тюняев:

    – К сожалению, Питер в последнее время генерирует такие проекты, от которых страна находится на грани полного уничтожения. Вот и в очередной раз изготовил и поставил на всеобщее обозрение некое месиво в двух томах. Эта книга пытается сделать для русской классической литературы то же, что и Дантес для Пушкина. Я против таких «учебников».

    А как тут быть «за», если классических литературных героев позапрошлого века «модернизировали» до того, что выставили «панками с причёской ирокез»? И заодно подняли на щит хасидизм, хасидов, о зверствах которых в своё время писал Владимир Даль. А что им Даль – у них главнее Левенталь!

    Я тоже категорически против таких «прорывов», напоминающих поползновения идеологов РАПП в 20-е годы: «Классику на свалку истории!»

    На свалке пусть обитает серая моль нынешней псевдолитературы. Многочисленные опусы современных Хлестаковых ничего кроме недоумения не вызывают.


    Ссылки по теме:

    на начало