ЧЕЛОВЕК 10100100010011011  
  101001000100110111001
  • Катя Андреева училась на юриста и педагога.
  • Разочарование. Добрая Герда - серийный убийца.
  • Елена Сафонова - не только «зимняя вишня».
  • Чудеса дыхательной гимнастики.
  • Артист Семён Морозов стал пенсионером.

    Полный список статей

  • Татьяна Самойлова: такая вечно юная

    Игорь Потапов, ГАЗЕТА

    Татьяна Самойлова

    Исполнилось 70 лет Татьяне Евгеньевне Самойловой - замечательной актрисе театра и кино, Народной артистке РФ, единственной советской исполнительнице, удостоенной специального приза Каннского фестиваля и оставившей отпечаток своей ладони на набережной Круазетт, звезде легендарного фильма «Летят журавли».

    Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 в Ленинграде. Окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (1959). Главный приз Каннского кинофестиваля (1958). Народная артистка РФ (1993).

    Сниматься легендарная актриса начала в 21 год и с 55 года сыграла более 20-ти ролей.

     

    Президент России Владимир Путин направил поздравление народной артистке РФ Татьяне Самойловой в связи с ее днем рождения:

    «С Вашим именем связана целая эпоха в отечественном кино. Вы удивительно талантливо воплотили образы героинь самых разных характеров и темпераментов. Фильмы с участием Татьяны Самойловой вошли в золотой фонд мировой культуры и стали визитной карточкой нашей страны. Зрители всех поколений любят Вас за яркую индивидуальность, неподдельную искренность и обаяние».

     

    О своих любимых ролях, режиссерах и книгах Татьяна Самойлова рассказала корреспонденту ГАЗЕТЫ Игорю Потапову

    - Татьяна Евгеньевна, как получилось, что вы оказались в кино?

    - Я в детстве совсем не понимала, что такое кино. Когда я впервые увидела своего папу на экране в «Щорсе», я обомлела. Это ведь такая нагрузка: кони, пожарища, он летел… Я была подавлена, я плакала - я тогда была школьницей, в третьем классе. После школы я поступила в театральное училище. Нас было очень много. Тогда приняли фронтовиков и почти не принимали выпускников старших классов. Из школьников было всего четыре человека: Лиля Алешникова, Кюнна Игнатова, Вася Лановой и я. Мне было безумно интересно учиться. Более счастливого времени, чем тогда, я не помню.

    В один прекрасный день меня пригласили на «Мосфильм» посмотреть сценарий и попробоваться. Я сказала «с удовольствием». Это был сценарий к фильму «Летят журавли».

    Татьяна Самойлова

    - Тогда вы и познакомились с Михаилом Калатозовым?

    - Вы знаете, Михаил Константинович меня научил очень многому. Помимо того, что он великий гражданин, он еще и совершенно чудный режиссер. Мне был всего двадцать один год, когда я с ним познакомилась. Я жутко тогда обрадовалась. Роль была очень драматическая, надо было показать пять лет жизни. Но Калатозов шутил, говорил мне: «Старухой ты не будешь. Веронику в старости снимать не будем. Ты будешь такая вечно юная и в этой истории будешь как бы сопереживать - возьмешь этот материал на себя, и все будет в порядке».

    - Как с ним работалось на съемочной площадке?

    - Он нам разрешал делать в кадре все, что угодно. Он не любил кинематографическую специфику, хотя у него была великолепная техника. Калатозову я была страшно благодарна, потому что он не трогал мое актерское мастерство, не прикасался к этому. Он очень ценил то, как я двигаюсь, мои способности. Я ведь занималась балетом - с третьего класса школы по пятый курс вуза, - много танцевала, у меня был диплом с отличием. Он это учитывал. И еще очень легко работалось с Сергеем Павловичем Урусевским. Он летел постоянно за мной и держал меня в кадре все время, что бы я ни делала. Калатозов и Урусевский были гениями, мне их очень не хватает.

    - Как получилось, что после «Летят журавли» вы снялись в главной роли и в следующем фильме Калатозова?

    - Он говорил мне: «Таня, нельзя быть актрисой одной роли. Вот ты сыграла Веронику, получила Гран-при в Каннах, очень хорошо. Но когда ты его получала, мне было плохо с сердцем, потому что ты туда полетела с Сергеем Павловичем (Урусевским. - ГАЗЕТА), а не взяла с собой Баталова, и ему было очень грустно. Я сейчас буду снимать «Неотправленное письмо», и ты там будешь играть геолога Таню». Я сказала: «Ну что это за роль, Михаил Константинович?», а он ответил: «Будем придумывать».

    Это были съемки на натуре, и это было невероятно трудно. Мы были в тайге. Мы увидели совершенно потрясающую Туву, мы видели границу с Монголией, с Китаем. На съемки «Неотправленного письма» мы ехали в автобусе - сидели вместе с камерами, с оборудованием. Постоянно останавливались, снимали натуру. Там, например, есть потрясающий кадр: мы стоим на «пальцах», на разрушенной породе, а облака идут под нами, через нас! Мы там жили год, и после этого Калатозов мне сказал: «Поживи немножко без кино, без искусства, а потом я тебя опять займу». И я три года жизни отдала Сибири. Это были творческие встречи, мы изъездили всю Сибирь. Я очень люблю Сибирь, я считаю, что более дорогих и прекрасных людей, чем сибиряки, я не встречала. Это люди, которые столетиями жили в тайге, вдали от центра, от столицы, и обеспечивали себя сами. Столица какая-то буйная, производит на меня очень тяжелое впечатление. Мне иногда хочется видеть Москву и москвичей, а иногда я грущу безумно.

    Татьяна Самойлова

    - Благодаря успеху фильма «Летят журавли» на Каннском кинофестивале вы впервые оказались за границей - наверное, это произвело сильное впечатление?

    - Михаил Константинович мне сказал: «А теперь я тебя отправлю в Париж, и ты посмотришь, где настоящая кинематография». Я приехала и обомлела. Оказывается, отца моего знает весь мир, а я этого не знала. Я просто была маминой и папиной дочерью, а оказалось, что они - «американцы», что их очень любит Америка. В Париже я познакомилась с американскими промышленниками, с Пикассо, Кокто. Я увидела звезд, которыми здесь восхищалась: Марлен Дитрих, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен. Это было потрясающе. Со мной были Юткевич и Урусевский. Но я была, конечно, еще очень молодой тогда. Когда меня пригласили в «Анну Каренину» сниматься с Жераром Филиппом, им сказали: «Ну что вы, Таня еще очень молодая, она не готова, она не получила еще диплома». Вы знаете, я тогда обомлела от капитализма, от капитала - от архитектуры, от культуры. Культура во всем, потрясающая крестьянская культура. Как там все ухожено! У нас по-другому, мы - Русь лапотная. Там интереснейшие люди, они живут дорого, они умеют себя ценить. А мы не умеем себя ценить и поэтому живем дешево.

    - В какой-то момент вы выбрали между театром и кино в пользу театра…

    - Вы знаете, мне кажется, что в кино надо сниматься только тогда, когда у тебя есть энергия. Когда человек уже вялый, когда он уже надкушенный и надорванный, он уже не очень интересен зрителю. Зачем? Я сделала двадцать две роли в кино, и больше не надо. Все остальное - в театре. В театре все можно играть. Мне был безумно интересен Николай Павлович Охлопков, Театр имени Маяковского был его собственностью. Я росла на этом театре, была за кулисами, смотрела весь репертуар моего папы. Я удачно начала в этом театре, получила приз «Театральная весна» за «Дальнюю дорогу», которую я играла вместе с отцом.

    - Наверное, выступать на одной сцене с отцом трудно?

    - Это было очень тяжело - я не воспринимала его как партнера, я же знала его как папу. Большой, колоссальный человек с оглушающим голосом двигался на меня, а я была маленькая, изящная, грациозная. Мне было странно, я смущалась. К тому же он не старался быть партнером на сцене. У него актерское мастерство - мейерхольдовское. Он был исполнителем своих ролей, ему неважно было общение на сцене, ему не нужен был партнер. А я очень любила работать с партнерами.

    - Какие свои роли вы считаете наиболее удачными?

    - Я очень люблю Островского в театре, «Грозу», очень люблю Катерину - для меня это была веха в творчестве. Я очень горда тем, что мне довелось сыграть Островского. А в кино я очень люблю «Анну Каренину». Вот это две мои любимые роли, которые являются ключом к разгадке всех разгадок. Особенно Анна Каренина - ведь это смыкание веков, девятнадцатого и двадцатого, это очень интересно. Мне было очень трудно войти в «Анну Каренину». Меня привозили в восемь часов утра на съемки - там ведь грим должен был быть очень долгим, опять-таки это «костюмная» роль.


    Ссылки по теме:

    на начало