Издательство Ин 10100100010011011  
  101001000100110111001

Звёздный час детских писателей Андрея Тюняева и Сергея Еремеева

Центр информационно-аналитических социальных технологий «КРАСС»

В преддверии Восьмой национальной выставки-ярмарки «Книги России» в информационно-аналитическом центре социальных технологий «КРАСС» состоялся доверительный разговор журналистов с известными детскими поэтами Сергеем Васильевичем Еремеевым и Андреем Александровичем Тюняевым.

Наша справка:

Сергей Еремеев

Сергей Еремеев родился 1 августа 1959 года в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. После окончания филологического факультета педагогического института работал в школе-интернате, служил в Советской Армии, где окончил школу военкоров. Прошёл путь от корреспондента областной газеты «Рудный Алтай» до собственного корреспондента «Известий».

Стихи пишет с четырёх лет, публикуется – с двенадцати лет. Первая книга – повесть-сказка «Волшебная азбука» - вышла в Московском издательстве «Омега» в 1999 году и моментально завоевала любовь детей и взрослых. С той поры Сергей Еремеев выпустил более 160 книг общим тиражом, превышающим несколько миллионов экземпляров. Автор рекордного количества стихотворных азбук – более тридцати!

Член Московской организации Союза писателей России, академик РАЕН, лауреат Всероссийского и Международного конкурсов «Я расту!» Международного общественного фонда «Русская культура».

Женат, воспитывает двоих сыновей.


Андрей Тюняев

Андрей Тюняев родился 11 февраля 1966 года в городе Тула. Выпускник кафедры «Ракетостроение» Тульского политехнического университета. Работал по распределению на оборонном предприятии.

Созидатель и системщик по складу характера, основал в 1992 году собственную фирму, которая в настоящее время является крупным холдингом, известным не только в России.

Политик, один из руководителей СДПР – Социал-демократической партии России.

Первые стихи, ставшие текстом песни, написал в 16 лет. Первую книгу – «Весна 45-го» - выпустил три года назад в Туле. В настоящее время – автор более тридцати детских книг, вышедших в издательствах «Ин», «Линг-бук», «Проф-пресс» и других.

Инициатор создания самой большой в мире книги для детей дошкольного возраста.

Член Московской организации Союза писателей России, академик РАЕН, лауреат Всероссийского и Международного конкурсов «Я расту!» Международного общественного фонда «Русская культура».

Основоположник новой фундаментальной науки Организмики, автор двух монографий.

Женат, воспитывает дочь.


Корр.: - Известно писательское высказывание, ставшее классическим: «Писать для детей надо так же, как и для взрослых, только гораздо лучше». В современной детской литературе это действует?

Андрей Тюняев: - А что такое современная детская литература? Если это книги, принадлежащие перу современных авторов, то читатели, при всём многообразии фамилий, выделяют всего несколько имён. Их можно перечислить по пальцам! С другой стороны, на фоне того псевдолитературного беспредела, которым порой потчуют наших детей, самым современным писателем для меня лично был и остаётся Александр Сергеевич Пушкин, творивший, как известно, в начале позапрошлого века.

Сергей Еремеев: - Я бы не хотел быть столь же категоричным. Но у меня есть одно интересное наблюдение. В начале 90-х годов в нашей великой стране произошло то, что произошло. Позитивные центростремительные процессы уступили место негативным центробежным. Распад стал результатом и нормой политических игрищ. И вот, тогдашние горе-руководители культуры поставили задачу: гнать с эстрады и с книжного рынка всё, что пользовалось успехом при Советской власти. В массовой музыкальной культуре номер почти прошёл: появились безголосые «звёзды» и «звёздочки» с песенками ни о чём. А Льва Лещенко , Валентину Толкунову и им подобных Артистов на какое-то время вычеркнули из эфиров. Зато в литературе – я говорю о книгах для детей дошкольного возраста – номер не прошёл абсолютно! Взрослые, слава богу, оказались умнее и не допустили экспериментов над своими детьми. Обанкротившиеся экспериментаторы с завистью взирали на тех издателей, которые продолжали «консервативно» печатать Михалкова и Барто, Маршака и Чуковского.

Андрей Тюняев: - Вынужден не согласиться с коллегой. Чудовищный эксперимент издателей, тиражирующих неприличные задачники, завершился экономически успешно.

Сергей Еремеев: - Догадываюсь, что Вы имеете в виду. Григорий Бенционович Остер славно проявился ещё при Советской власти, которую он так любит публично поносить. К тому же, его благосклонно включили в министерские списки школьной литературы. Одно это уже возбуждает интерес к творчеству автора. И потом, мы же говорим о книгах для детей дошкольного возраста. Остера же в 90-е годы сделали модным на другом поле. Мне кажется, что он, скорее, пишет для взрослых, нежели для детей.

Но мы отвлеклись от заданной темы. Если исходить из того, что писать для детей нужно так же, как и для взрослых, то я должен напомнить, что в литературе чудес не бывает. И воспроизвести стадии развития любого поэта. Каждый начинающий пишет плохо и просто. Потом – плохо и сложно. В дальнейшем – сложно и хорошо. А затем – хорошо и просто. Уверяю Вас, Андрей Александрович, что обожаемый Вами Пушкин не был исключением и прошёл все эти стадии. Просто у гениев творческие процессы имеют реактивную скорость.

Корр.: - Пушкину было проще, потому что мир вокруг него всё-таки менялся не с такой реактивной скоростью, как сейчас. А каково приходится сегодня Вам и нам? И каковы в связи с этим Ваши творческие и педагогические принципы и подходы?

Андрей Тюняев: - Я всегда говорю так: ребёнок не виноват в том, что происходит вокруг него. Какое ему дело до того, что мама и папа зашиваются на работе, а иногда и не на одной? Ему так же нет дела до символической зарплаты работников детских дошкольных учреждений. Это мы с Вами, вроде бы, понимаем, что такое финансирование детских садов может в перспективе погубить нацию. А ребёнку необходим многоцветный мир. И даже не желательно, а обязательно праздничный! И частью этого праздничного мира была и остаётся детская книга. Это мой личный и глубоко осознанный подход, если хотите – принцип.

Сергей Еремеев: - Сознаюсь в некотором эгоизме: почти всегда я писал стихи для детей, как стихи для своих собственных детей. К слову, один из восточных философов утверждал, что единственные люди на земле, которым мы искренне желаем добра, это наши дети. Так вот, когда я стал эти стихи потихоньку публиковать в журналах и газетах, выяснилось, что мои произведения нравятся и другим детям. А так же их родителям! Мир вокруг стремительно менялся, моё газетное творчество на фоне распада великой державы перестало удовлетворять в первую очередь меня самого. Зато всё чаще я стал слышать свои стихи на утренниках в детских садах, от детей знакомых, а порой даже и в немыслимых местах от случайных попутчиков: например, в самолёте или поезде. Это было потрясающе! Возможно, это были какие-то знаки свыше: бросай всё и занимайся только этим. Именно так я и поступил, о чём не жалею. Что касается принципов и подходов, то Андрей Тюняев сформулировал всё блестяще, и мне остаётся только присоединиться к его мнению.

Корр.: - Однажды Вы, Сергей, и Вы, Андрей, достаточно громко заявили о том, что проблемы детской литературы сопоставимы с проблемами национальной безопасности. После чего некоторые западные СМИ прозрачно упрекнули Вас в пособничестве возрождению тоталитаризма в России. Что вы на это скажете?

Андрей Тюняев (полушутливо): - Западным СМИ? Спасибо за рекламу!

Сергей Еремеев: - А я бы сказал, что это горестно для нашей Родины: жить с постоянной оглядкой на то, что скажут о нас на Западе, заручаться благосклонным отношением к себе со стороны Запада. Ведь у них своих проблем выше крыши!

Андрей Тюняев: - А они агрессивно лезут нас учить! Возьмите якобы «филантропа» Сороса. Вот что рассказывает доктор исторических наук Николай Леонов об этом человеке: «Уж не знаю, в какой мере он действует лично, как международный авантюрист, а в какой - является подлинным орудием ЦРУ, через которое расточаются баснословные ресурсы для всевозможных «цветочных» и «цитрусовых» революций типа последних событий в Грузии и на Украине. Во всяком случае, именно Сорос создал так называемое «открытое общество», он же основал в десятках стран громадные информационно-пропагандистские структуры. Спрашивается, на кой они понадобились чистому бизнесмену, за которого он любит себя выдавать?»

Леонову приходилось видеть некоторые библиотеки, подаренные фондом Сороса ряду наших университетов. Там нет ни единой книги по физике, химии, биологии и другим естественным наукам. Зато вволю того, что именуется «образом жизни США». А наиболее нужная информация на уровне студенческого материала отсекается.

Сергей Еремеев: - В отличие от Сороса Андрей Тюняев желает добра подрастающим поколениям нашей страны. Поэтому и создал для дошкольников замечательную серию «Моя первая энциклопедия».

Андрей Тюняев: - Спасибо, Сергей Васильевич. Я рад, что Вам эти книги нравятся.

Сергей Еремеев: - Главное, что они нравятся детям!

Корр.: - У каждого человека в жизни есть звездный час. У Вас он впереди или уже в прошлом?

Андрей Тюняев: - Самая лучшая книга, как известно, это – не написанная. Так и со звездным часом: нам не дано определить момент его наступления. И это прекрасно! Потому что человек, если он действительно человек, всегда устремлен в будущее.

Сергей Еремеев: - В какой-то момент мне показалось, что звездным часом Андрея Тюняева стало создание «Самой большой в мире книги» для малышей. Однако через несколько дней после телерепортажей, интервью и других приятных для творца событий Андрей Александрович мне признался: мол, есть смысл сделать нечто, что превзошло бы и этот рекорд. Я задумался: а надо ли? На что Тюняев тут же выдал мне с десяток проектов, которые могут быть реализованы в России быстро и значимо. Так что, пока мы работаем бок о бок с Андреем Александровичем Тюняевым, мой звездный час тоже еще не наступал!

Корр.: - И последнее. Ходят слухи, что Ваши книги заряжены какой-то неведомой, но очень доброй энергетикой… Это действительно так?

Андрей Тюняев: - Это вовсе не слухи! Поэт кудесничает над словом, он уже кудесник по профессии. Однако дело в том, что в своей работе над каждой книгой – от первых строк последней точки в дизайне – мы руководствуемся новейшими научными достижениями математического, психологического, педагогического и организмического характера.

Сергей Еремеев: - Приятно и забавно одновременно: мы, порой, «отнимаем» хлеб у логопедов. Об этом свидетельствуют многочисленные письма родителей в издательство «Ин». Мне кажется, они и сами радуются, как дети, читая наши стихи. Вот из Андрея Тюняева:

Мама мне подарит краски,
Нарисую лес из сказки.
Нарисую авторучкой
Маму, папу, киску, Жучку!

Нарисую на листочке
Киску в шёлковом платочке.
Нарисую на бумажке
Жучку в ситцевой рубашке.

Нарисую на дощечке,
Как пасутся две овечки.
Нарисую на песочке,
Как цветок растет на кочке.

Нарисую на салфетке
Две красивые конфетки.
А возьму карандаши,
Нарисую камыши.

Очень сложная картинка –
Паучок и паутинка.
Белый мел похож на льдинку,
Я рисую им снежинку!

Андрей Тюняев: - Приятно, когда коллега знает твое творчество наизусть. Отвечу взаимностью: это из Сергея Еремеева:

Рысь угрюма, рысь упряма,
Но, уткнувшись в рысий мех,
Ей рысёнок шепчет: - Мама,
Ты на свете лучше всех!

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех мам и бабушек России, сестер, жен, дочерей с наступающим весенним женским праздником – 8 Марта! Будьте счастливы, несмотря ни на что!


Ссылки по теме:

на начало