Издательство Ин 10100100010011011  
  101001000100110111001

Самые любимые детские поэты Андрей Тюняев и Сергей Еремеев
откровенно проговорили

12 февраля 2006 года в прямом эфире «Радио России» самые любимые детские поэты Андрей Тюняев и Сергей Еремеев стали участниками передачи «Откровенный разговор» с ведущим Юрием Новиковым. Представляем частичную распечатку эфира, взятую с Государственного интернет-канала «Россия» (Вести/Радио Россия/Маяк).

На прилавках книжных магазинов, пожалуй, никогда ещё не было такого разнообразия детской литературы, как сейчас. Тут и русская классика, и зарубежная литература, и приключения, и сказки, и фантастика, развивалки, обучалки, раскраски, ну и так далее. Между тем, книгу в руках наши дети держат всё меньше и меньше, и уже 10 лет самая читающая в прошлом страна переживает кризис чтения.

Тема Откровенного разговора – детская литература и книги для детей. Гости в студии – обозреватель детской литературы газеты Книжное обозрение Ксения Молдавская, детские писатели, академики Сергей Васильевич Еремеев и Андрей Александрович Тюняев. Ведет программы Юрий Новиков:

– Какая книга была самой любимой для вас в детстве?

Молдавская:

– Детство очень длинное. Даже по издательским нормативам оно делится на младший и старший дошкольный и три школьных возраста.

– Хорошо, когда вы только-только научились читать?

Молдавская:

– У меня появилась книга Юрия Коваля «Кепка с карасями». Там были рассказы и, конечно, пограничный цикл с Алым. И это было великое счастье.

Еремеев:

– У нас мало, что совпадает с литературными критиками, но на удивление я тоже очень любил Коваля и его удивительную повесть Алый.

Тюняев:

– А я сразу начал зачитываться фантастикой, причем любой и разных авторов. С детских лет меня стал манить космос. И мне были просто интересны сами по себе сюжеты, как мы в будущем будем летать к другим планетам, как будем сожительствовать в космических кораблях, представляющих собой замкнутые пространства, как будем находить другие миры, иные формы жизни. Всё это для меня было очень интересно.

– На ваш взгляд, что сегодня увлекает детей?

Молдавская:

– Это зависит от того, какие дети.

– Или какие родители?

Молдавская:

– То, какие дети, зависит от того, какие родители. Всё очень взаимосвязано. Мой личный опыт очень невелик, потому что с большим количеством детей я общалась лет 13 назад, когда работала в школе. В последнее время я общаюсь с двумя мальчиками собственного производства, и они, конечно, вовсе не показатель.

– А вы их подталкиваете к каким-то книгам?

Молдавская:

– Безусловно. Моим мальчикам 9 и 10 лет. Сейчас старший вдруг решил взять Толкиена и как раз дочитывает Властелина колец, ругает фильм, говорит, что всё самое интересное, что есть в книге, в фильме не показано. А младший Он – более лирический персонаж, поэтому он читает Марину Москвину, Юрия Коваля и сказки Сергея Седова.

– Вы каким-то образом ребятам подбрасываете эти книги?

Молдавская:

– У меня другая ситуация из-за того, что я работаю с книжками, между этими книжками в доме просто не пройти, их реально приходится разгребать, чтобы сделать шаг. Поэтому мне не приходится детям подбрасывать книжки, и приходится говорить, чтобы они не брали ту или другую книги.

Еремеев:

– У меня тоже сыновья. Младшему скоро будет 18 лет, а второй уже закончил МГТУ им. Баумана. Но если вспоминать, что они читали в детстве, то я очень хорошо отношусь к Роману Сефу, и так получилось, что его книга «Ключи от сказки» стала настольной книгой для старшего. Младший (они ведь часто подражают) сначала смотрел, что читает старший, а потом и сам стал читать.

– Это все-таки был произвольный выбор автора или всё же это произошло с подачи папы?

Еремеев:

– С подачи мамы. Она человек со вкусом, музыкант, по этой причине она взяла воспитание детей в свои руки на той стадии. Говорят, что сыновья маму воспринимают до 16 лет, а потом только папу. Конечно, мы подбрасывали, хотя книг у нас море, библиотека – не пересчитаешь, и пройти тоже негде.

– Но потом не начался ли у них период, когда наступило некое пресыщение, и дети книги отложили?

Еремеев:

– Если уж быть откровенным до конца, то подобное бывает и у взрослых. Есть такой великолепный писатель Фазиль Абдулович Искандер, который честно признается, что у него периоды пресыщения книгами периодически наступают и длятся по нескольку месяцев.

Тюняев:

– Мне по долгу службы приходится очень много общаться с детьми, потому что я должен и свои стихи отрабатывать на них, смотреть на реакцию, а также следить за производством картинок, рисунков к ним. И я заметил, что в последнее время очень заметна тенденция у детей, что они не хотят видеть карикатурные персонажи. То есть, все рисунки должны быть добрыми, красивыми, мультяшными, насыщенными цветами, кругленькими, ласковыми, но без излишней сахарности. Я говорю про маленьких детей, меньше 5 лет. Так вот, они категорически не приемлют насилие в любой форме. Они как бы не понимают, зачем оно нужно. Ведь они в этом возрасте даже со сверстниками ещё не дерутся. Поэтому они не понимают, зачем нужно насилие. Отсюда проистекают и все рисунки.

– Какой орган сегодня отслеживает то, что пишется для детей?

Молдавская:

– Органов таких нет. Что значит отслеживает? Вы хотите возродить цензуру? Хотя я тоже иногда не против. Иногда очень хочется возродить цензуру. Но я понимаю, что это не правильно. Раньше все издательства были государственными, и их было очень немного. Сейчас государственных издательств мало, практически не осталось, издательства частные, их очень много, и всё в конкретном издательстве зависит исключительно от вкуса начальства и той редколлегии, которую это начальство себе подбирает. В основном сейчас политику издателям диктует рынок, прежде всего, их маркетологи. И что будет написано в книге, зависит от издательства. Хотя существуют разные тенденции. Есть издательства, которые четко делают книги, которые было бы не стыдно дать своим детям и на которых хочется их растить.

Тюняев:

– На самом деле сейчас органы надзора есть. Этих органов не так уж и мало. Первый орган – это сердце поэта, второй – душа поэта, третий – сердце матери, четвертый – душа матери. И только пятый – рынок.


Ссылки по теме:

на начало