Издательство Ин 10100100010011011  
  101001000100110111001

Планета детства. Книги будущих поколений.

О творчестве Андрея Тюняева и Сергея Еремеева

Юлия Жукова, ведущий эксперт фонда «Русская культура»

Сергей Еремеев (слева) и Андрей Тюняев с известной радиожурналисткой Ириной Николаевой.
На фото. Сергей Еремеев (слева) и Андрей Тюняев с известной радиожурналисткой Ириной Николаевой, Москва.

Накануне торжеств, посвящённых 860-летию Москвы, а также в преддверии XX-ой Московской международной книжной выставки-ярмарки (Всероссийский выставочный центр, с 5 по 10 сентября 2007 года) в Академии фундаментальных наук состоялась инициированная фондом «Русская культура» встреча московских педагогов с известными детскими поэтами Андреем Александровичем Тюняевым и Сергеем Васильевичем Еремеевым.

Вот наиболее интересные фрагменты ответов на живые и заинтересованные вопросы.

Поэтами рождаются, а потом становятся

Сергей Еремеев:

- Складывать слова в строчки я начал гораздо раньше, чем читать. Поскольку строчек становилось всё больше и больше, моя мама стала их записывать. Этот процесс показался мне любопытным, и я понял, что пора самому становиться грамотным. Читать научился за один день. Мама утром показывала картинки в азбуке и говорила: «Арбуз – А. Барабан – Б. Ворона – В. Гусь – Г». К вечеру у меня осталась проблема с твёрдым и мягким знаками и буквой Ы. В течение месяца читал и перечитывал все имеющиеся в доме детские книги, журналы «Весёлые картинки» и «Мурзилка». Через месяц перешёл к Шолохову и другим эпохальным классикам.

В детском саду о моём умении бегло читать, кажется, никто и не догадался. А в школе я с первых дней приспосабливался к одноклассникам, которые читали по слогам. На первом же родительском собрании был поставлен вопрос о моей неподготовленности к обучению. Мама была удивлена. Подошла после собрания к учительнице, поговорила. Тут уж настоящее потрясение испытала наша Татьяна Васильевна. Вскоре дирекция предложила моим родителям отправить меня в средние классы, поскольку в начальной школе «такому мальчику учиться скучно». Но у родителей нашёлся свой аргумент: пусть ходит в школу со своими сверстниками, старшие будут его обижать, у них другие интересы. Так я не стал официальным вундеркиндом. Однако представителей нового юного поколения, прозванных «индиго», прекрасно понимаю.

Андрей Тюняев:

- Настоящий поэт всегда обладает сверхспособностями. И он обладает ими не просто с самого раннего детства – со дня своего появления на свет. Мне долгое время казалось, что любой человек хорошо помнит день своего рождения. Поскольку сам я запомнил свою встречу с окружающим миром во всех подробностях. Не только стены, потолок, окна и лампы, не только лица и голоса людей, но даже и то, о чём они говорили. Мать была поражена, когда я описал ей всё в мельчайших деталях. Спрашивала и спрашивала: кто же тебе обо всём этом рассказал? Самым удивительным для моих родных было то, что младенец, сам не умея говорить, понимал, о чём говорят встретившие его в огромном мире взрослые.

Когда я понял, что далеко не у всех так, разочарования в человеческой породе не наступило. И осознания собственной исключительности тоже не возникло. Просто появился вопрос: почему одним ДАНО, а другим – нет? Впоследствии этот же вопрос возникал в преломлении к другим сферам жизни и деятельности. Однако я так и не нашёл на него убедительного ответа. Хотя поисков не прекращаю. Вообще, мой рассказ и рассказ моего друга Сергея Еремеева, безусловно, должен подтолкнуть к мысли о том, что поэтами всё-таки рождаются. А потом уже становятся! Входят в общественное сознание, оставаясь в нём годами и десятилетиями. Что касается гениев, то они приходят на века.

Новому веку – новые книги

Андрей Тюняев:

- Недавно на телевидении одна очень симпатичная ведущая передачи спросила нас: а зачем вообще нужны новые книги, когда человечество накопило столько предыдущей информации, в том числе касающейся воспитания и образования детей? Не лучше ли тиражировать классику? Нет, не лучше. Хотя бы потому, что любой классик – в отличие от эпигонов, пытающихся идти след в след – первоначально был новатором. И на него сыпались все шишки современников. Мол, зачем нам Пушкин со своими антиклерикальными сказками, когда есть проверенный Державин?

Сергей Еремеев:

- В самом начале XXI века был у меня содержательный и образный разговор с одним педагогом из сферы дошкольного воспитания. Эта женщина, откровенно жалуясь на стремительное устаревание и обветшание советской классики, не уставала удивляться тому, что продолжается безудержное тиражирование вещей, далеко не всегда понятных современным детям. Она тогда сказала: если бы в 30-е годы в Москве побывали какие-нибудь инопланетяне, а сейчас бы вернулись, они бы везде и всюду увидели бы много нового. И только на книжных полках в отделах детской литературы их ждали бы те же самые имена, что и 70 лет назад. Поэтому вывод простой: новому веку – новые книги. Ведь мы же хотим, чтобы человечество шло вперёд, а не топталось на месте.


Ссылки по теме:

на начало