Издательство Ин 10100100010011011  
  101001000100110111001

Все мы дети на планете!

Андрей Тюняев и Сергей Еремеев с Сергеем Михалковым

Как известно, взрослые это большие дети. Это непреходящее обстоятельство гораздо лучше всех остальных взрослых понимают детские поэты. Почему? Да потому что они многие годы смотрят на мир глазами детей. То есть они всю жизнь, как дети, уверены в справедливости мироустройства, а главное, талантливо и мужественно способствуют справедливости. Не эта ли душевная открытость всему миру, не эта ли творческая смелость, не эта ли любовь к будущему своей страны делают их неуязвимыми? Всё сказанное в полной мере относится к самым известным поэтам современной России Сергею Васильевичу Еремееву и Андрею Александровичу Тюняеву. Вот что сказал о них президент Международного фонда «Русская культура» В. Дьячков:

- В Кремль к Президенту России случайных людей не приглашают. Самые любимые детские поэты нашей Родины Андрей Тюняев и Сергей Еремеев удостоились такой чести. Я уверен, что их книгам суждена долгая и счастливая жизнь!

Накануне 2007 года, объявленного ЮНЕСКО годом чтения, в Академии фундаментальных наук по предложению фонда «Русская культура» и Международного агентства литературной информации за круглым столом собрались академики и поэты. В центре всеобщего внимания в течение всего живого и заинтересованного разговора, затронувшего самые различные темы, оказались детские поэты - они же и академики АФН и РАЕН - Андрей Тюняев и Сергей Еремеев.

Андрей Тюняев: - Существует устойчивое и распространённое заблуждение: детская поэзия - это очень просто. Настолько просто, что каждый, превосходящий носовского Незнайку с его «рифмой» - палка-селёдка - начинает чувствовать себя этаким мэтром. Если у подобного «мэтра» появляются деньги на книгоиздательскую деятельность, то в свет выходят такие перлы, что, как говорится, хоть стой, хоть падай. Нет, я не поборник гладкописи, но я сторонник хотя бы элементарной ответственности перед детьми. Ведь они же безоговорочно верят всему, что идёт от взрослых. Поэтому, как сказал классик, писать для детей надо так же, как и для взрослых, только гораздо лучше. Зачастую великодушный и эрудированный взрослый в состоянии что-то додумать. Понять сложные слова и громоздкие словосочетания, синтаксические построения. Он даже может простить ляпы. Или двусмысленности, противоречащие художественной идее. А ребёнок ничего не прощает! Ему всё надо излагать чётко и просто. И, главное, с добротой. В то же время ребёнку необходим многоцветный мир. И обязательно праздничный! Частью этого праздничного мира была и остаётся детская книга. Это мой личный и глубоко осознанный подход, если хотите - принцип.

Сергей Еремеев: - Кто-то из восточных философов утверждал, что единственные люди на земле, которым мы искренне желаем добра - это наши дети. Поэтому я всегда старался писать стихи для всех детей, как для своих собственных. Любой ребёнок - это чистый лист. Можно любого ребёнка на всю жизнь увлечь чем-то добрым и прекрасным. То есть способствовать его человеческому счастью и счастью окружающих его людей. Но порой случается так, что этот чистый лист испещряется чем-то злобным и грубым. Это приводит к негативным поведенческим проявлениям, это может, в конечном счёте, исковеркать всю судьбу. Кстати, тут речь идёт не только и не столько о книгах, сколько, скажем, о современной мультипликации. Какие мультфильмы сегодня показывают нашим детям? Преимущественно американские. Однако мало кто знает, что сами американцы берегут своих детей от такой мультипликации. А наши с лёгкостью запускают третьесортную, да ещё и разрушительную продукцию в массовое сознание.

Андрей Тюняев: - С лёгкостью запускают разрушительную продукцию американцев? Увы, не только их. У нас есть и доморощенные разрушители. Кто не помнит, как в 90-е годы не просто появились, а были успешно проданы горе-задачники и горе-советы одного литератора. Пока мамы с папами разобрались, что к чему, пока общество прозрело, подрастающее поколение успело получить изрядную дозу отравы. К счастью, здравый смысл нашего народа возобладал, ведь не может нормальным людям нравиться, когда их детей учат плевать в компот друг другу да ещё и подсчитывать количество плевков.

Сергей Еремеев: - Можно, конечно, предположить, что этот горе-литератор перестал видеть мир сердцем. И в этом его личная драма и, возможно, даже трагедия. Но почему ослепли издатели и так называемые «пиарщики»? Ведь у них тоже есть дети, а у некоторых и внуки. Или эти взрослые - в нарушение общесистемных законов - наивно полагают, что до их детей и внуков горе-продукция не дойдёт, что их дети и внуки будут формироваться в другом информационном и социальном пространстве?

Андрей Тюняев: - Мне в связи с этим приходит на ум ситуация с нашими «доблестными» телевизионщиками. Оказывается, многие люди, которые исправно делают «наше телевидение», элементарно стыдятся показывать свой «продукт» собственным детям! Это печальное открытие сделал не кто-нибудь, а режиссёр Олег Чернов, он же проректор института, связанного с повышением квалификации сотрудников телевидения и радиовещания. Когда Олег Чернов поделился этим своим открытием на одном из мероприятий в Доме журналистов, я тоже не стал избегать публичности. Сказал, что ассенизаторы добросовестно способствуют выведению нечистот из организмов населённых пунктов, а некоторые современные телевизионщики - это «ассенизаторы наоборот»: они, получается, гадят на всю страну с телеэкрана. Что удивительно: хоть бы кто-то мне квалифицированно возразил. Никто! Наоборот: вот уже несколько месяцев идут письма «в поддержку».

Сергей Еремеев: - По большому счёту - всё это очень грустно. Я недавно слушаю на уважаемой радиостанции уверенные ответы теленачальника радиослушателям. Женщина выразила возмущение обликом и поведением одной телеведущей. Теленачальник заступился: мол, в жизни эта телеведущая совсем другая, а это - её экранный образ. Следовательно, она талантливая актриса. И вообще, у программы хороший рейтинг, а этой телеведущей недовольны только женщины, мужчины своего недовольства не проявляют. Разговор ушёл в эту плоскость. Ни теленачальник, ни ведущая радиопрограммы даже и не задумались о том, что, если телеведущая талантливая актриса, то есть смысл помочь ей в создании образа, вызывающего не возмущение, а восхищение!

Андрей Тюняев: - А зачем? У программы хороший рейтинг, поэтому вокруг неё пасутся рекламодатели, остальное никого не волнует. Когда есть сегодняшняя прибыль, когда есть прямая и огромная выгода, на всё остальное, связанное с перспективами развития социума, элементарно закрываются глаза. Вероятно, именно поэтому как-то очень легко и незаметно мы получили в России телевидение, агрессивно демонстрирующее и пропагандирующее американские ценности, американский образ жизни. Татьяна Кирилловна Черняева, одна из создательниц знаменитой телепередачи «АБВГДейка», недавно призналась, как ей горько было услышать от одного гражданина США: «Ваше телевидение воспитывает патриотов моей страны».

Сергей Еремеев: - Мне посчастливилось побывать во многих странах. Смею заверить, что ни в одной из них, даже декларируя толерантность, патриотов других стран не воспитывают. Наоборот, даже малейшие достижения своих народов и государств, своих личностей возводят в ранг исключительности, способствующей общенациональной гордости.

Андрей Тюняев: - А я хочу напомнить только один исторический факт. В 1873 году наш Александр Николаевич Лодыгин получил на свои невиданные доселе лампы все возможные в ту пору патенты: в Австрии, Германии, Италии, Португалии, Венгрии, Испании и даже в отдалённых Австралии и Индии. Только в 1879 году - спустя шесть лет после Лодыгина! - американец Эдисон ставит свой первый неудачный опыт с лампой накаливания: она взрывается. И всё равно через некоторое время российские газеты начинают взахлёб расхваливать заокеанского Эдисона! Напрочь забыв о своём Павле Николаевиче Яблочкове, о своём Александре Николаевиче Лодыгине...

СПРАВКА МАЛИ - Международного агентства литературной информации:

Произведения писателей и академиков Академии фундаментальных наук и Российской академии естественных наук Сергея Еремеева и Андрея Тюняева успешно продаются в 33 странах.

Сергей Васильевич Еремеев
автор 165 неоднократно переизданных книг, 33 из которых - это стихотворные азбуки для детей дошкольного возраста.
Андрей Александрович Тюняев
автор 55 книг. Создав в 2004 году самую большую в мире книгу, в числе авторов которой, кроме него самого, Сергей Михалков, Сергей Еремеев и Владимир Степанов, Андрей Тюняев кратно превзошёл американский рекорд, державшийся 29 лет.


на начало