Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Состав таланта Веры Васильевой

газета «Пенсионер и общество», № 12 [91], 2007 г.

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Отец – Васильев Кузьма Васильевич. Мать – Васильева Александра Андреевна. Супруг – Ушаков Владимир Петрович, артист Театра сатиры, Заслуженный артист России.

Вера маленькая
Вера маленькая

Веру Васильеву любят зрители, ей дарят цветы на спектаклях, ее узнают при встрече на улицах, провожают ласковыми, теплыми взглядами, добрыми улыбками. Любят издавна, еще со времен праздничных, ярко пестрых, как русские подносы или палехские шкатулки, фильмов «Сказание о Земле сибирской» и «Свадьба с приданым». В фильмах этих изображались деревни и селения. Сказочные изобильные земли, где «реки молочные, берега кисельные». Васильева играла в них повязанных деревенским платком совсем обыкновенных девушек, но казалась простодушной царевной наивной полусказочной страны. «Ты, царевна, всех милее, всех румяней и белее». Лучистые, ясные глаза, звонкий голос, ямочки на свежих, как яблоки, щеках, и улыбка непритворная, соединяющая самую естественную веселость с такой же естественной девичьей застенчивостью.

Именно с деревней связаны самые теплые воспоминания самой Веры Кузьминичны. Деревня для нее – это удивительные и прекрасные луговые запахи, неповторимые звуки и тишина, запах коровы и парного молока, лягушачьи концерты на маленьком заросшем пруду и народные песни, неповторимые по своему рисунку окна с наличниками в каждой избе, простодушные, добрые люди – честные и бесхитростные, как дети… Каждое лето они с мамой и двумя сестренками проводили на родине отца – в деревне Сухой Ручей в Тверской области, что на берегу маленькой и быстрой речки Тьмака, впадающей в Волгу. Собственного дома у них не было – родители отца умерли, и семья снимала жилье у кого-нибудь из соседей: все жители деревни были почти родней, да к тому же все любили отца и иногда даже говорили: «Кузьма у нас святой человек».

Родители Веры Васильевой
Родители Веры Васильевой –
Кузьма Васильевич
и Александра Андреевна
(1910 г.)

Многие переехали в город. Уехал в Тверь на заработки Кузьма и там женился и вместе с семьей обосновался в Москве, где устроился работать шофером на завод. Мама тоже работала на заводе, а вечером еще и училась на инженера-плановика. Старшие сестры уже были заняты своими девичьими интересами. Вера часто оставалась одна и была предоставлена самой себе.

Однажды Вера впервые попала в театр на спектакль «Царская невеста» и была покорена, унеслась мечтами в сказочный мир. Сраженная музыкой, красотой, волшебством, самим театром, придя домой, села под стол, подняла, как в шатре, скатерть и запела нечто похожее на оперу. И с тех пор, как только оставалась одна (а это было почти каждый день), наряжалась в диковинные самодельные костюмы и пела вымышленные арии.

В 12 лет девочка готовила обед для всей семьи. Жили Васильевы на первом этаже, и всегда, когда Вера чистила картошку, она пела свои арии, отчего во дворе ее прозвали «Шаляпиным». Вскоре она записалась в хоровой кружок во Дворце пионеров и однажды даже выступала на сцене Большого театра.

В школе Вера училась неплохо, но старалась в основном только для того, чтобы на нее меньше обращали внимания. Вся ее настоящая, реальная жизнь была сосредоточена на книгах, на театре, на несбыточных и странных мечтах. После занятий она пропадала в театральной библиотеке, где перечитала почти все имевшиеся тогда мемуары великих артистов, подшивки журналов «Рампа и жизнь» и «Театр и искусство», знала всех актеров и антрепренеров по именам и фамилиям, разыскивала старые рецензии, театральные фельетоны и т.п.

Вера Васильева

В предвоенные годы Вера Васильева подружилась с Катей Розовской, ныне известным театроведом. Вместе они бегали в театр, в библиотеку, и обе мечтали, как будут артистками. Тогда особенно полюбился подругам МХАТ.

В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мама с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив медицинский институт, была направлена в Киргизию, другая сестра – Антонина – работала в одном из учреждений Министерства обороны и в октябре 1941-го тоже уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на завод, где продолжал трудиться шофером ее отец.

Несмотря на трудности военных лет, мечта об актерской профессии не покидала Веру Васильеву, и в 1943 году она поступила в Московское городское театральное училище, а в 1948 году, окончив его, стала артисткой Московского академического театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь. Сколько бы она ни выходила на эту сцену и что бы она ни играла здесь, Театр сатиры без Васильевой представить невозможно.

Всенародную известность артистке принес кинематограф. В кино актриса дебютировала еще студенткой в роли монтера в фильме Константина Юдина «Близнецы» (1945), а следующая – роль Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – сделала ее знаменитостью и всеобщей любимицей. Ей, студентке, дали Сталинскую премию.

Вера Васильева

Успех кинодебюта В. К. Васильевой был значительнее, чем просто успех молодости и миловидности. Ее героини становились воплощением народной мечты о счастье, надежды, жажды праздника, светлой радости. Наивная, доверчивая искренность артистки превращала цветистую ложь фильмов в искусство, пусть лубочное, но далекое от пошлости, напоминающее об истоках подлинной народности.

Фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин.

Своеобразной визитной карточкой Веры Васильевой стала ее улыбка – символ целомудренной, незамутненной русской женской души, полной доброты, жизнелюбия, немного смущенного сознания своего женского достоинства и прелести. Вера Кузьминична выглядит прелестно и в жизни, и на сцене.

Лучшие, наиинтереснейшие для себя роли Вера Васильева получала там, где поначалу дорого было само ее участие, сам приезд. Тверской драматический театр пригласил ее сыграть Раневскую в «Вишневом саде» А. П. Чехова (1984), Орловский драматический театр – Кручинину в «Без вины виноватых» А.Н. Островского (1990). В Москве ее энтузиазм заметил Борис Львов-Анохин и предложил роль Пехтеревой в «Ассамблее» П. Гнедича (1996) и Сарытовой в пьесе А.Н. Островского «Блажь» (1997) – спектаклях, поставленных молодым режиссером А. Сергеевым на сцене Нового драматического театра.

В Театре сатиры одной из лучших сыгранных ею ролей была графиня Альмавива в спектакле В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1968). Ее изнеженная графиня пленяла своим грациозно женственным простодушием, абсолютной незлобивостью, почти безропотной готовностью оправдать и простить. «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Графиня Васильевой была трогательной потому, что было ясно: все ее радости состоят в этой подкупающей и счастливой способности обманываться.

В. К. Васильева – очень русская, национальная актриса. Она способна сыграть сильную драму, но никакой душевный слом или надрыв, никакое исступление слез и жалоб не могут погасить живущую в ней душевную «предрасположенность» к счастью, исказить ясный мир ее души. Там, где-то на самом дне всех драм или всех житейских хитростей, как на дне глубокого колодца, голубеет отразившая небо природная, родниковая чистота.

Раневская в «Вишневом саде» А. П. Чехова (1984) у Васильевой не полупарижанка. Она русская барыня, русская женщина, бесконечно привязанная к родной земле, к родному дому и силой обстоятельств трагически оторванная от всего этого. И рассуждения брата о ее порочности кажутся нелепыми. Не порочность, а любовь в извечном русском понятии «любить-жалеть» тянет ее к больному и одинокому человеку, который «камень на ее шее».

Всего на сцене Театра сатиры В. К. Васильева сыграла свыше 50 ролей.

«Состав таланта» во многом определяется составом человеческим. Васильеву любят зрители. К ней с нежностью относятся и люди в театре – гримеры, парикмахеры, костюмеры. Она уважительна к людям, проста, горячо благодарна за малейшее внимание и помощь.

В. К. Васильева – Народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий СССР. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Удостоена театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии имени Яблочкиной.

В. К. Васильева была секретарем Союза театральных деятелей, председатель Социально-бытовой комиссии. За этими казенными словами стоит очень много добрых дел из рода тех, что в старину назывались «благотворительными». В меру сил Вера Кузьминична помогает нуждающимся, больным, обиженным.

В 2000 году в издательстве «Белые альвы» вышла книга мемуаров В. К. Васильевой «Продолжение души. Монолог актрисы» (уже второе издание!).

Живет и работает в Москве.

По материалам Международного Объединенного Биографического Центра и www.veravasilyeva.ru


Ссылки по теме:

на начало