Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Традиция ведославия и символ веры бусовой

Александр Игоревич Асов

Сегодня многие приходят к ведославию через чтение книг, прежде всего – «Книги Велеса» [1], также через эпос русский – «Книгу Коляды» [2], и болгарский – «Веду славян». Либо через изложения эпоса из серии книг «Веды Руси». И многими задаются вопросы: каков полный свод этих книг, кто и как их хранил?

«Книгу Велеса» и «Боянов гимн» [3] изучаются во многих вузах и школах как в России, так и за рубежом. А «Песни Гамаюна» [4] уже вошли во многие школьные программы и учебники литературы.

Повсеместное распространение основ знаний о ведославии – дело будущего. Рассмотрим: что же представляет из себя ведославная традиция?

Первое: традицией принята как Священное Писание – «Книга Велеса». Это – памятник 9 века, начертанный на берёзовых дощечках волхвом Ягайлой Ганом. Он включает в себя предания и исторические записи славянских волхвов от времени прародителей и вплоть до прихода Рюрика, также содержит моления и прославления богов, законы. К письменным памятникам ведославной традиции принадлежат также: «Боянов гимн» [5] 4 века и «Слово о полку Игореве» 12 века.

Рис.1. Светокопия, снята 1928 г. с дощечки II 16.
Рис.1. Светокопия, снята 1928 г. с дощечки II 16.
Оригинал без ретуши из журнала «Жар-птица», февраль 1955.
В России впервые изд. в 2001 в статье «Тайны «Велесовой книги».
До того расходилась ретуши С. Лесного без глифа лисицы.

Рис. 2. Дощечка II 16, аверс.
Рис. 2. Дощечка II 16, аверс.
Реставрация художника П. Ильина по фотографии, опубликованной в журнале Жар-птица в феврале 1955 года.
Нумерация дана А. Куром и С. Лесным.

Рис. 3. Оригинал письма Ю.П. Миролюбова А. Куру
Рис. 3. Оригинал письма Ю.П. Миролюбова А. Куру, посланный 2 января 1954 г. из Брюсселя в США.

Есть апокрифические источники, ещё не получившие статуса древних письменных первоисточников, но они также принадлежат традиции. Они исходят из традиции родовой и семейной, к тому же есть основания утверждать, что существуют и тайно хранятся их древние рунические оригиналы. К ним принадлежат «Китежские рукописи» [см. например, 6] (в том числе изводы «Белой книги Златогора», «Тризны Бояновы»), на них основаны многие тексты и переложения из «Книги Коляды», а также легенды о Бусе Белояре из Вед Руси («Песен Алконоста» [7] и «Песен Сирина» [8]).

Рис. 4. Китежский манускрипт 'Китежские моления'.
Рис. 4. Китежский манускрипт «Китежские моления».

Рис. 5. Китежский манускрипт 'Тризны Бояновы'.
Рис. 5. Китежский манускрипт «Тризны Бояновы».

Рис. 6. Китежский манускрипт 'Цветник духовный'.
Рис. 6. Китежский манускрипт «Цветник духовный».

Второе: ведославная традиция не ограничивается дошедшими до нас письменными источниками. Устная традиция не менее важна. Она включает в себя тысячи источников – былины, песни, сказания и т.д. Важно также её верное понимание, которое следует из знания «ключа былинного». «Книга Коляды», а также своды «Песни Гамаюна», «Песни Алконоста», «Песни Сирина» – суть воссозданный с помощью сего ключа ведорусский эпос. Поскольку древние памятники трудны для понимания современного человека, начинать свой путь к традиции следует именно с «Песен Гамаюна», а затем и «Песен Алконоста» и «Песен Сирина».

Третье: в ведославной традиции много разных течений. И традиция позволяет идти разными путями, если цель – пробуждение, просветление. Человек становится Просветлённым и Пробуждённым, если следует Стезёй Прави к Всевышнему Роду. По этому пути прошёл князь Бус Белояр. Его учение — и есть сокровенная суть русского ведославия.

Таков ведославный «символ веры». И тут следует сказать о символе ином, о знаке веры: Семиконечной Чигирь-звезде [9].

Чигирь-звезда, зелёная Звезда Завета, явилась при рождении Буса Белояра, согласно «Боянову гимну» и дощечкам «Книги Велеса». В «Бояновом гимне» о ней поёт Боян: «Чигирь-звезда (чигирь-угрь) летела в небе драконом, сияя светом зелёным…» [3].

При этом Боян вспоминает, что эту звезду воспевал Златогор в тризнах Коляды и Буса Белояра. Эта звезда (комета) явилась при рождении Буса в полночь 20/21 апреля 295 года. По ней 40 волхвов узнали о том, что явился новый великий царь, наследник рода Яров.

В «Книге Велеса» вспоминается о свете этой звезды, который именуется светом Завета отца Ария. Причём свет этой звезды, по предсказанию, должен вновь воссиять, когда настанет время возвращения традиции.

«И вот Сварог, который суть Сам Творец, сказал Арию: «Сотворены вы из перстов Божьих… (И потом, когда настанут новые времена) Боги вам скажут: «Любите Завет отца Ария! Он для вас Свет Зелёный и Жизнь! И любите друзей своих и будьте мирными между родами!»»

На дощечках «Книги Велеса» первый исследователь этого памятника Ю.П. Миролюбов нашёл изображение только сего знака. В письме, посланном в феврале 1954 года из Бельгии в США А. Куренкову, сказано: «III-я дощечка имеет изображение Солнца с семью лучами» Очевидно, что этот знак стоял напротив слов: «И бьёт крыльями Матерь Слава».

Это говорит о том, что это также знак Солнца, отождествляемого с Матерью Славой. В другом тексте, в Прославлении Триглава: 30, говорится о том, что Матерь Слава сияет семью цветами (радуги), которые суть Завет Велеса.

Велес – семилик, потому и звезда имеет семь концов. Обитель Велеса в Семиверхой башне, построенной на семи ветрах. В волжской традиции есть учение об этих семи ветрах (их определяют и в человеке по семи пульсам).

Семь Плеянок – дочерей Святогора и Плеяны – выходят замуж за семь драконов-планетников (духов планет солнечной системы), а затем Плеянки становятся семью звёздами Стожар (Плеяд) [см., например, 10]. И те же семь дочерей – суть медведицы, духи семи холмов Москвы, повторяющей семихолмье Ирия-рая. Семь гор из семи драгоценных камней творит Святогор своим дочерям Плеянкам. Семи Плеянкам посвящены семь преданий в «Песнях Алконоста» и в «Песнях Сирина».

Семь коробов песен заключают также «Песни Гамаюна» и «Песни Сирина». В них поётся о семи сказаниях, которые пели эти птицы в Китеж-граде, возносясь в Сваргу по семицветной радуге. А заключали они Веды, возложенные Велесом на златой престол в Семиверхой башне Китежа. И эти же семь песен пела птица Саарема, согласно традиции финской и эстонской (в «Калевипоэге») [11].

В традиции число «семь» физически связано с устройством мироздания. Это число дней недели лунного месяца, семь планет, семь небесных сфер, семь нот, семь цветов радуги. Это число присутствует и в природе: цветик-семицветик, и т. д. Семья – это «семь я», семя и т. п. Традицией выделяются семь священных камней, семь священных растений, семь птиц и рыб, – и всё это суть проявления в разных мирах энергий Велеса-Семаргла Семиликого.

На землях Древней Русколани мы находим множество изображений Семиконечной звезды, и не только на Кавказе (в казачьих землях, Грузии, Азербайджане), но и в Тавриде, на Урале, и в финских землях, и в Средней Азии. И этот же символ Семиконечной звезды, вместе с «розеткой» Перуна [12] и символом Солнца мы видим в декоре развалин русколанского храма в Мангупе (Крым-Таврида).

Этот символ универсален для всех культур. Например, в европейской традиции – это звезда магов, звезда тайного знания эльфов. Чигирь-звезда – и есть главный символ ведославия и Стези Буса Белояра.

* * *

О Бусе следует рассказать подробнее, поскольку в ведической традиции Бус Белояр почитается воплощением Всевышнего, прошедшим Стезёй Прави и завершившим прошлый День Сварога [10].

И рождался Бус так же, как и Коляда [13], и КрышеньИисус Христос). При его рождении также явилась новая звезда-комета. Об этом упоминает «Боянов гимн», рассказывающий о звезде Чегирь (комете Галлея), по которой при рождении князя звездочёты предсказали его великое будущее.

По комете, упоминаемой «Бояновым гимном», была определена дата рождения Буса Белояра. Бус родился в ночь 20/21 апреля 295 года н.э. А по различным знамениям, бывшим при рождении Буса Белояра, волхвы предсказали, что Бус Белояр закончит Сварожий Круг (т.е. историю последних 27 тысячелетий, 12 зодиакальных эпох), а также он начнёт новый Сварожий Круг.

От даты вознесения Буса Белояра 21 марта (весеннее равноденствие и начало года) 368 года н.э. и ведет традиционный отсчёт «от Трояновых веков». Он есть не только в «Велесовой книге», но и, к примеру, в Слове о полку Игореве». («На седьмом вече Трояни Всеслав… скочи к граду Киеву» [14], речь идет о вокняжении Всеслава Полоцкого в 1068 году, т.е. начало веков Трояна относится к 368 году). Таким образом, ныне идет 2006 год н.э.; он же – 1639 год от Трояновых веков и от начала Нового Сварожьего Круга. Эту традиционную дату я даю на фронтисписе «Веды Руси».

До Времен Бусовых считали от начала Коло Рода или, иногда, от начала Трояновых веков. Для сего нужно прибавить 12 эпох по 2162 года. Так получается, что сейчас идет 27583 год от начала прошлого Сварожьего Круга (от Коло Рода). Но сейчас продолжать тот отсчет неудобно и не имеет смысла, ибо начался новый зодиакальный Сварожий Круг, который опять будет продолжаться 26 тысячелетий.

Власть предков Буса Белояра распространялась от Алтая до Кавказа. Бус – было тронным именем сакских и славянских князей. Отцом Буса Белояра был Дажень-царь.

Об его отце Дажене известно сказание, передаваемое волжскими кормчими из берендеев (приведённое в «Песнях Алконоста»), а также в булгарской хронике 12 века «Джагфар-Тарихы» [15]. Согласно хронике, Дажень-царь совершил поход на Волгу – в земли, откуда была родом его супруга и где был древний удел Белояров. Но те земли были захвачены Змеем Иджиком (Аждархо), владыкой гуннов. Там, как говорит легенда, Дажень сражался со Змеем и одержал победу, после чего основал град Дажин Яр (булгарск. Джин-кола) – там, где ныне Нижний Новгород. Это легенда об основании Нижнего Новгорода.

Потом царь искал в подземельях Дажин Яра сокровища волшебников-панов (легенда напоминает скандинавские сказания о нибелунгах). И тогда Дажень-царь погиб от укуса змеи, выползшей из черепа коня (эта легенда потом перешла на Олега Вещего).

После смерти Даженя власть перешла Бусу. И Бус также потом воевал с гуннами. В «Книге Велеса» [1; Бус I, 4] сказано, что после победы над гуннами Бус основал Русколань у Непры-реки. Воевал Бус и с готами (древними германцами). Князь Бус не только защищал Русколань, он продолжил и давнюю традицию мирных торговых отношений с сопредельными народами и великими цивилизациями того времени. «Книга Велеса» сохранила свидетельства о торговле антов с Китаем и Византией.

Буса тогда занимали не только государственные дела. В те же годы он женился на царевне Эвлисии с острова Родос (слав. Радостеи). Царевна Эвлисия почиталась воплощением Великой Матери, пеласгийской богини Эвриномы. На Руси она приняла новое имя по мужу: Ярославна.

Затем у него родился сын, который спустя несколько лет, после посвящения, принял имя древнего певца и первопредка рода Бояна. И не было ему равных в пении и игре на гуслях. Люди полагали, что в Молодом Бояне воплотилась душа Древнего Бояна – певца, который пел песни, услышанные от птицы Вышнего – Гамаюна.

Но главной заботой князя Буса Белояра тогда была опасность, исходившая от воинственных готов-германцев. «…И была повержена Русколань от готов Германареха. И он взял жену от рода нашего и убил её. И тогда вожди наши потекли на него и Германареха разбили» [1; Бус I, 6:1].

Гибель Лебеди, сестры Буса, и послужила причиной гото-славянской войны. Результатом её было падение власти готов в Тавриде и на Карпатах, в Богемии, а также смерть Германареха, раненого Златогором и Бусом.

«Неверный род росомонов (русколан)… воспользовался следующим удобным случаем… Ведь после того, как король, движимый яростью, приказал некую женщину по имени Сунхильда (Лебедь) из названного рода за коварный уход от мужа разорвать, привязав к свирепым коням и побудив лошадей бежать в разные стороны, её братья Сар (Бус) и Аммий (Злат), мстя за гибель сестры, ударили мечом в бок Германареха» [16].

В честь победы над готами Германареха в Словении на Дунае была устроена тризна, на коей пел Боян. Он славил Словена и Буса, поминал Златогора [3]. Эпические русские легенды о сём приведены мной и в «Песнях Сирина» [8].

Но вот повернулся Небесный Круг, и настала Ночь Сварога – Лютая эпоха Рыб, согласно славянскому звёздному календарю. И вот уже на Русь волна за волной идут иноземцы – готы, гунны, эллины, римляне.

И пришёл Амал Винитарий. Он был преемником Германареха. Винитарий принадлежал к германо-венедскому (дулебскому, будущему галицийскому) царскому роду Амалов. И готы, возглавляемые Амалом, разбили антов. И распяли на крестах славянских князей и старейшин, которые в сей день не могли оказывать им сопротивления. Сохранилось четыре древних свидетельства о сём распятии.

Первое из «Книги Велеса» [1; Бус I, 6:2–3]:

«А потом Русь вновь была повержена. И бога Буса и семьдесят иных князей распяли на крестах. И смута великая была на Руси от Амала Венда. И тогда Словен собрал Русь и повёл её. И в тот раз готы были разбиты. И мы не позволили Жале никуда течь. И всё наладилось. И радовался дед наш Дажьбог, и привечал воинов – многих наших отцов, которые одерживали победы. И не было бед и забот многих, и так земля готская стала нашей. И так до конца пребудет».

Второе из Иордана [16].

«Амал Винитарий… двинул войско в пределы антов. И когда пришёл к ним, был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы повешенных удваивали страх покорённых».

Третье из булгарской летописи «Джагфар Тарихы» [15]:

«Когда хан (Булюмар) пошёл дальше, они (братья Буса-Баксу) увязались за ним и все, кроме Баксу, погибли в боях. Баксу, опасаясь проклятия Бараджа (Иджика), взял в жены тридцать девушек и заимел от них семьдесят сыновей. Но однажды в земле анчийцев (уличан) на него напали галиджийцы (галицийцы) и убили его вместе со всеми сыновьями…»

Четвёртое из кавказской легенды, переданной Н.Б. Ногмовым в 19 веке:

«Баксан… был убит готфским царём со всеми своими братьями и восемьюдесятью знатнейшими нартами. Услышав это, народ предался отчаянию: мужчины били себя в грудь, а женщины рвали волосы на голове, говоря: «Убиты, убиты Дауовы восемь сыновей!..»

В ту же ночь, когда был распят Бус, произошло полное лунное затмение. Также землю потрясло чудовищное землетрясение, трясло всё побережье Черного моря, разрушения были в Константинополе и Никее. И в том же году придворный поэт и воспитатель сына императора Децилл Магн Авзоний написал такие стихи:

Между скифскими скалами
Стоял для птиц сухой крест,
С которого из тела Прометеева
сочилась кровавая роса…

Это не только поэтическое видение, соединившее крест и образы Буса, Христа и Прометея. Это след того, что в те годы сведения о распятии Буса говорили и в Риме. То есть язычники в Риме видели в Бусе Белояре распятого Прометея, а ранние христиане узнали в Бусе Белояре Мессию, вновь пришедшего Спасителя, Утешителя и Духа Истины, пришедшего через 400 лет после Христа.

При сём христиане ссылались на свидетельство Библии [17; III книга Ездры, гл. 7, 28-29]: «Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с ним, и оставшиеся будут наслаждаться 400 лет. А после этих лет умрёт Сын мой Христос…». Да и сам Иисус Христос говорил своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам» [17; Иоанн, 14:16-18].

В Евангелии от Марка [17; 15:33] и в Евангелии от Матфея [17; 27:45] сказано, что Христос терпел страстные муки в весеннее полнолуние со страстного четверга на страстную пятницу, и что тогда было затмение «от шестого до девятого часа».

Солнечных затмений в полнолуние не бывает. И солнечные затмения в отличие от лунных не продолжаются три часа. К тому же шестой палестинский час – это по современному счету времени полночь. Здесь речь идёт о лунном затмении. Нетрудно установить, что в первые века нашей эры не было лунных затмений в указанные сроки.

Сие затмение точно указывает только на одну дату: на ночь с 20 на 21 марта 368 года н.э. Эта дата вычислена, например, директором Пулковской обсерватории Н. Морозовым в его монографии «Христос», причём о Бусе он ничего не знал. А это значит, что составители Евангелий включили сведения о распятии Буса, как Христа, Мессии, в Священное писание христианства.

Это, разумеется, должно в корне изменить все наши представления о связях древней славянской и римско-византийской цивилизаций в первые века нашей эры.

Буса Белояра и 70 иных князей распяли в ночь с четверга на пятницу 20/21 марта 368 года. Затмение продолжалось с полночи до трех часов 21 марта. И это были первые часы Нового Дня Сварога.

Сняли с крестов тела Буса и его сыновей в пятницу. Потом их повезли на родину. По кавказскому преданию, на родину тело Буса и иных князей привезли восемь пар волов.

Жена Буса повелела насыпать над их могилой курган на берегу реки Этоко (приток Подкумка) и воздвигла на кургане памятник, сделанный, по преданию, греческими мастерами («хотя памятник ниже его, но сходство с ним уязвило мое сердце…» – пела она, согласно легенде).

Она же, дабы увековечить память Буса, повелела переименовать реку Альтуд-Алатырку в Баксан (реку Буса). Сама же Русь Бусова называлась с тех пор также Эвлисией (согласно Прокопию Кесарийскому).

Бус, как и Иисус, воскрес на третий день, в воскресенье. Он ещё 40 дней жил и учил среди русколан-антов, на 16 день он рёк Завет Бусов, публикуемый в «Песнях Алконоста» [7]. И на сороковой день восшёл на Булую гору (Эльбрус). Славянский народный и церковный календари содержат следы, которые можно толковать как подробнейшее описание событий сих сорока дней (в издании славянского календаря в книге «Славянская астрология» это толкование приведено [18]).

И так Бус Белояр, как и Крышень и Коляда, восшёл на сороковой день на Белую гору (Эльбрус) и стал Побудом Руси Божей, воссел у трона Всевышнего.

В Родопских горах потомки белояров из народа болгар-помаков сохранили такое предание о Белом короле Белояре, а также о семидесяти князьях, погибших с ним. Это предание сохранилось в тексте из «Веды славян», рукопись которой недавно была обнаружена мной в Санкт-Петербурге, в архиве Академии Наук:

«Сада король (он же Арий Оседень) тогда колол жертву и молил Бога, чтобы Бог его научил писать золотые скрижали. И Господь услышал ту мольбу, и послал ему Живу Юду, чтобы она научила его читать и писать. И Жива Юда пришла к королю и за три месяца научила его писать те скрижали. И затем они полюбили друг друга, и Жива Юда с Садою-королём родили семьдесят королей, которые заселили Фрет-землю. И самым младшим из них был Белый король. И он властвовал в Шерние-земле, Земле Правды. И он ходил по той Фрет-земле, и учил он людей как петь и писать. И от него осталось много книг, тогда написанных. И наши деды одно время кололи жертву и веровали в то, что он не умер, а также в то, что он, как Сын Солнца, улетел на небо и что он сидит там до нынешнего дня…»

А памятник Бусу Белояру, установленный Эвлисией Ярославной, и ныне находится в Историческом музее в Москве. Он выставлен с 2002 года (как статуя половецкого князя). И ныне мало кто знает, что он принадлежит Бусу, хоть в прошлом веке об этом говорили многие знаменитые учёные. И ныне лишь тот, кто внимательно читал «Слово о полку Игореве», может быть, припомнит, что там упоминается давно ушедшее Время Бусово [14]…

Здесь я пересказал широко известные китежские легенды, свидетельства из рунических книг. Обо всём же рассказывать нет возможности. Тем более работа, сложнейшая, по поиску и спасению источников ведославной традиции продолжается.

И тут нужна помощь, ибо эта работа невероятно сложная, и затратная во всех смыслах. И до сих пор помощи от государственных, академических структур мы не получали, хоть сами подменяем, насколько можем, работу целых институтов. И задача эта – важнейшая для отечественной культуры, исторической науки. Решение этой задачи служит духовному возрождению нации.

Нет сомнений, что эти старые легенды, пройдя сквозь века, вновь будут востребованы. Велико было значение сказаний о Белоярах в старые годы. Исключительно велико оно и сейчас. Ибо оно закладывает основу отечественной ведической литературы. Так на наших глазах рождается и возрождается ведорусское сознание нации [19].

Литература:

  1. Книга Велеса / Перевод и комментарии А.И. Асова, - М.: Наука и религия, 1997.
  2. Асов А.И., Свято-русские Веды. Книга Коляды. - М.: Фаир-Пресс, 2004.
  3. Асов А.И., Руны славян и «Боянов гимн». - М.: Фаир-Пресс, 2005.
  4. Асов А.И., Песни Гамаюна. - М.: Фаир-Пресс, 2005.
  5. Энциклопедия «Мифы народов мира», «Советская энциклопедия», 1987-1988, ст. «Пастух».
  6. Комарович В.Л., Китежская легенда. (Опыт изучения местных легенд), М. - Л., 1936 (в приложении даны летописные предания о Китеже).
  7. Асов А.И., Песни Алконоста. - М.: Фаир-Пресс, 2006.
  8. Асов А.И., Песни Сирина. - М.: Фаир-Пресс, 2006.
  9. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, 1863 и 1902.
  10. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», 1890-1907.
  11. Березкин Ю.Е., Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. - С-Пб.:, 2006.
  12. Тюняев А.А., Энциклопедия свастических символов. – М.:, 2006.
  13. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. Том 1. – М.: Современный писатель, 1995.
  14. Слово о полку Игореве, - М.: Академия, 1934.
  15. Джагфар тариха, Оренбург, 1993.
  16. Иордан, История гетов. Алетейя, 2001.
  17. Библия, любое каноническое издание.
  18. Асов А.И. Славянская астрология: Звездомудрие, звездочетец, календарь, обряды. - М.: Фаир-Пресс, 2003.
  19. Асов А.И., Традиция ведославия и символ веры бусовой, «Organizmica», № 4, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации, «Organizmica» (web), № 7 12, 2006.

Ссылки по теме:

на начало