Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Треба

А.А. Тюняев, 2006.

Исконно славянский термин (ж.), означающий богослужение [1, 2, 3], приношение [3], жертва, отправление таинства или священного обряда; [4]. Богослужебные требы совершают [2], кладут и исполняют жрецы, при этом жрецы могут пользоваться содействием своих жен и детей, а в некоторых случаях помощниками им служат особые молодые люди и женщины [3].

По-славянски «треба» означает «Т» – тею (творю), «Р» – Ра (Бог), «Б» – ба (душа) = «Творю боговой душе» [5].

История совершения треб насчитывает несколько десятков тысячелетий. Так, «клали требу (приношения) берегиням до того, как стали поклоняться Перуну» [6]. Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну – клали требу, совершали возлияния.

Требы славян – это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья – это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т.д. «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…» [9]. Требы каждому богу соответственно определены. Определены и дни совершения треб каждому из богов (см. Календарь славянских праздников).

«Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,… а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель классом» [8].

Сугубо вторичное, построенное полностью на славянском мировоззрении христианство, которое

«у славян в значительной степени усвоило старый мифологический словарь и обрядовые формулы, восходящие ещё к индоевропейским источникам: сравни такие наименования, как «бог», «спас», «святой», «пророк», «молитва», «жертва», «крест», «(вос)кресити», «обряд», «треба», «чудо» и т.п.» [6].

Естественно, и ислам не устоял от таких заимствований: «Имам, у мусульман духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы». А также и иудаизм, также как более поздний культ, позаимствовал: «на них (раввинах – авт.), кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность…» [3]. Как более поздний культ, но и более агрессивный, иудохристианство, в первую очередь перенимало у славян инициативу именно в совершении треб: «Храните себе от треб идольских», [Иоан.; 7].

Требы в виде кровавых жертв животных и людей творились исключительно в христианстве и иудаизме [7]. По утверждению в прежние времена В. Даля [10], а в нынешние некоторых государственных чиновников, в одной из иудейских сект такие обычаи сохраняются и в настоящее время [11].

Литература:

  1. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», 1890 – 1907.
  2. Абрамов Н., Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений, 1890.
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон», в 86 томах, 1890 - 1907.
  4. Даль В.Н., Толковый словарь живого великорусского языка, 1863 и 1902.
  5. Тюняев А.А., Книга Ра, "Organizmica", № 4, 2005, стр. 43-48.
  6. Энциклопедия «Мифы народов мира», «Советская энциклопедия», 1987-1988.
  7. Библия либо Тора, любое каноническое издание.
  8. Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали.
  9. «Вопросы Кирика», памятник словесности 7 века.
  10. Даль В.Н., «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», напечатана по приказанию г. Министра Внутренних Дел, 1844 г.
  11. Вампиризм, Проект «Антифашизм», 2006.

Дополнительная литература:

  1. Афанасьев А.Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 1 – 3, М., 1865 – 69.
  2. Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929-1939.
  3. Потебня А.А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, I – Рождественские обряды, II – Баба-Яга, «Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. 1865», 1865, кн. 2 – 3.
  4. Аничков Е.В., Язычество и древняя Русь, СПБ, 1914.
  5. Корш Ф.Е., Владимировы боги, в кн.: Сборник Харьковского историко-филологического общества в честь профессора Н. Ф. Сумцова, т. 18, Пошана, 1874 – 1909, Харьков, 1909.
  6. Малицкий Н.В., Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1932, т. 11, в. 10.
  7. Рязановский Ф.А., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915.
  8. Зеленин Д.К., Очерки русской мифологии, в. 1 – Умершие неестественной смертью и русалки, П., 1916.
  9. Зеленин Д.К., Древнерусский языческий культ «заложных» покойников, «Известия АН СССР», 1917.
  10. Пропп В.Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946.
  11. Пропп В.Я., Русские аграрные праздники. (Опыт историко-этнографического исследования), [Л.], 1963.
  12. Токарев С.А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX в., М. – Л., 1957.

Ссылки по теме:

на начало