Русь Великая |
Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.
Газета «Пенсионер и общество», № 1 (92), январь, 2008
Михаил Пуговкин (Михаил Иванович Пугонькин) родился 13 июня 1923 года в деревне Рамешки Чухломского района Костромской области.
В 1936 году семья актёра переехала в Москву. В Москве Михаил Пуговкин устроился на Московский тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтера. После работы, посещал драматический кружок в клубе им. Каляева.
После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил Заслуженный деятель искусств РСФСР режиссёр Ф. Н. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так, с 16 лет Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава.
В 1940 году семнадцатилетнего Пуговкина заметил известный кинорежиссёр Григорий Львович Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых». Это был дебют Пуговкина в кино. Пуговкину досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе.
Съемка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А через два дня, прибавив год, Михаил Пуговкин ушел добровольцем на фронт. Служил в стрелковом полку № 1147 разведчиком. В октябре 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом и был комиссован с фронта.
В 1943 году работал в Русском драматическом театре, где главным режиссёром был Народный артист РСФСР Н. М. Горчаков. Там Пуговкин сыграл первую в своей жизни главную роль Петра Огонькова в пьесе «Москвичка».
24 сентября 1943 года Михаил Пуговкин отправился проходить конкурсные испытания Школу-студию при МХАТе.
Михаил Пуговкин, не имея образования (закончил в свое время три класса сельской школы), был принят на курс великого Ивана Михайловича Москвина и стал его любимым учеником.
На втором курсе Михаил Пуговкин не смог сдать зачёты по марксизму, истории, и по французскому языку, вследствие чего был временно отчислен из Школы-студии. В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во Второе Горьковское танковое училище. Начальник училища генерал Раевский Фёдор Николаевич, который любил искусство, назначил Михаила Пуговкина ответственным за самодеятельность училища, и благодаря этому Пуговкин вернулся в Школу-студию МХАТ.
После учебы в Школе-студии МХАТ (1945 – 47 гг.) Пуговкин уехал в театр Северного флота города Мурманска всего на один сезон, где удачно сыграл четыре роли.
С 1948 по 1949 год один сезон Пуговкин работал в Вильнюсском театре русской драмы.
Затем Пуговкин возвращается в Москву, где показывается сразу в трех театрах, но решает остаться служить в театре Ленинского комсомола, где был главным режиссёром И. Берсенев, который знал его по студенческим работам. В это время Пуговкин уже постоянно снимался в кино.
Популярность в кино пришла после кинофильмов «Солдат Иван Бровкин», «Дело «Пёстрых»», «Земля и люди», «Девушка с гитарой».
Проработав в Театре Ленинского комсомола восемь лет (1949 – 58гг.), Пуговкин твердо решает посвятить свое творчество кинематографу, и в 1960 году окончательно оставляет ради кино театр.
С 1960 по 1978 год Пуговкин работает киноактёром при студии «Мосфильм», потом с 1978 по 1991 год – киноактёром студии им. М.Горького, много снимается в кинофильмах и постоянно ездит по стране с творческими встречами со зрителями. Роли Пуговкина за это время самые разные: бюрократы, подхалимы, взяточники, очковтиратели и всякого рода приспособленцы.
Лучшим временем своего творчества актёр считает работу у Леонида Гайдая (шесть фильмов подряд), Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» и «Шельменкоденщик», а также у великого сказочника Александра Роу (четыре роли королей и царей).
Актёр также снялся более чем в десяти кино-журналах «Фитиль» и в нескольких детских журналах «Ералаш».
В июле 1991 году Михаил Пуговкин переехал на постоянное место жительства в Крым в город Ялта, где организовал Центр Михаила Пуговкина, ездил на выступления и творческие встречи в здравницы Крыма. В 1999 году вернулся в Москву, работает в собственном «Киноцентре Михаила Пуговкина».
За годы творческой карьеры актёр снялся в 101 кинофильме.
Народный артист СССР (1988). В 1997 в честь него названа одна из малых планет.
- Считаю самым лучшим временем моего творчества работу у режиссеров Леонида Гайдая (шесть фильмов подряд), Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-деньщик», а также у великого сказочника Александра Роу (четыре роли королей и царей).
- Я – счастливый артист – дожив до 1999 года, я снялся в девяносто девятом кинофильме «Бременские музыканты», который оказался для меня сказкой с Александром Абдуловым. Режиссер доверил мне роль короля.
- Пришли другие времена, теперь я иногда снимаюсь в рекламных роликах. Недавно снялся в рекламе фирмы металлических дверей «Ягуар-М», а также в рекламных роликах «Золотой конек», автосервиса «Владимир».
- Я снялся более чем в десяти киножурналах «Фитиль», где главным редактором и художественным руководителем был автор знаменитого для всех поколений стихотворения «Дядя Степа» Сергей Михалков. Последний номер «Фитиля», где я снялся в 2005 году – № 41. Я очень люблю сниматься в мимических киносценках, и снялся в нескольких детских журналах «Ералаш».
- Только артисту дается такая возможность - жить жизнью разных людей и судеб. И каждая судьба, пусть и на время, становится твоей судьбой, частицей твоей души. В этом, может быть, и есть само счастье профессии. Актер – лишь инструмент в руках режиссера. Я достиг желаемой независимости и свободы только сейчас, достиг той редкой для этой зависимой профессии высоты, когда можно делать то, что хочешь, и там, где пожелаешь. Мне помогали и помогают в жизни мои зрители, только это и продлевает мне жизнь. Все, что я сделал в кино – это я сделал для Вас.