Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Обавник

К.Ю. Гончаров

Обавник м., обавница ж. читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников, изготовитель черт и резов (священных надписей) [1]. Обавник – возможно, сродни наузнику (узольнику), знахарю – как человек, умеющий также завязывать узлы-обереги, призванные защитить от недуга: «кои завязують зверове и мечки, и гледать на воду, и завезують деца малечки».

Обавник, обавница – от слова баять, т.е. говорить, рассказывать.

Бая(и)ть – говорить, рассказывать, байка – сказка, баюн (баюкон) – говорун, сказочник, краснобай, прибаутка, баюкать (байкать) – укачивать ребенка под песню, обаять, (обаить, обаивать) – обольстить, обворожить, старин. обавник (обаяниик) – чародей, напускатель «обаяния»; иллир. bajanie – заговор, чародейство, песнь, поэтический вымысл, bajan – чародей, волхв; польск. bajac – рассказывать сказки, bajacz (bajarz) – рассказчик, baja – сказка, bajeczny – баснословный; чешек. bag, bagar, bagec – сказочник, bageni – басня, речь; серб. баjати – колдовать, баjач – колдун, баjалица – колдунья, баjатье – волшебство. Этими выражениями объясняется и боян Слова о полку = певец, чародей. От глагола баять происходит балий, слово, объясняемое в «Азбуковнике»: чаровник, ворожея, а в фрейзингенской рукописи употребляемое в значении врача; бальство – ворожба [2].

Обавить церк. очаровать, околдовать, обворожить; более употребляют обаять. Обаванье ср. действие по глаголу, обаяние. Обаватель м. обавательница ж. обаятель, чародей, колдун, ворожея, знахарь [3].

Церковью были объявлены гонения и запреты на людей, род занятий которых был связан с древними народными традициями. Указание такого рода, найденное И. Беляевым в покаянной дисциплине: «да отлучен будет обавник <…> чародей, скомрах, узолник» [4]. Церковь запрещала народу всяческие увеселения, такие, как игры на музыкальных инструментах, пляски и песни: «Идеже есть играния, тамо есть диавол, а идеже есть плясание, тамо есть сатана» [5]. Как мы видим, церковное мракобесие дошло до того, что возбранялась естественная потребность человека выражать через Слово и музыку, танцы свои чувства, переживания, впечатления от окружающего мира. Под запрет попадало само понятие народной культуры. Если человек слагал стихи, песню, сказку, выказывал желание и умение играть на музыкальном инструменте – это ли не самый настоящий талант; а вдохновение и талант, как известно, от Бога. Весь абсурд заключается в том, что, по мнению церкви, любое божественное проявление есть… «диавол и сатана». Подобная подмена понятий являлась целенаправленным действием, призванным уничтожить конкурирующие с церковными исконные народные культуру и традиции славян. Неудивительно, что при таком подходе обавник из сказителя и читающего славления, превратился в некоего «колдуна». Исконное слово-обозначение в результате получило исключительно негативный смысл, который преобладает поныне в словарях и справочниках, составленных, казалось бы, из благих побуждений донести до современников всё богатство живого великорусского языка.

Источники:

  1. Казаков В.С., Мир славянских богов. Издание 5-е. – М.-К.: «Русская Правда», 2005, стр. 35.
  2. Афанасьев А.Н., Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. Том первый. Живая вода и вещее слово. М.: «Современный писатель», 1995, стр. 205.
  3. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка.
  4. Беляев И., О скоморохах. – Временник ОИДР, М., 1954, кн. 20, отд. 1, стр. 91 – 92.
  5. Жмакин В.А., Митрополит Даниил. М., 1881. Прил., стр. 560.

Ссылки по теме:

на начало