Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Истинная история Руси. Даты. Сейчас 32.514 год по летоисчислению славян.


Электронная славянская энциклопедия

Кумир

А.А. Тюняев, 2006.

Кумир(м.) изображение, изваяние славянского божества; идол [1, 2]. Изготавливается из камня или дерева и устанавливается в священных местах почитания бога, которому соответствует данный кумир. Изображается на отдельных предметах, стенах и др.

Есть и специфические проявления устроения кумиров различным богам.

Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, клён. Возле деревянного кумира Сварога должен гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. Также кумиром Сварогу может являться огромный камень, на котором нанесены символы огня (отдельный виды свастик [11]). Кумир Сварогу может стоять и в доме, обычно в углу.

На современном капище Круга жрецов Рода и Сварога в Москве установлены кумиры Велеса, Рода, Макоши, Ящера. В Царицыно славяне из общин «Коляда Вятичей», «Круг Бера», «Славия», «Родолюбие», «Внуки Дажьбога» установили кумиры Лады и Дажьбога – «из мощных стволов резаны, узорчатой резьбой на славу украшены» [9].

Славяне чтят богов как своих предков и родоначальников целых народов и царских родов, «интересное рассуждение записано в «Повести временных лет» под 1114 г. Там сказано, что:

Сварог и Дажьбог сотворены кумирами во имя «бывшего царя» Феост-Гефест – родоначальника целого поколения богов-царей. Причем характерно, что отношение к этим богам-царям вовсе не отрицательное: они одобряются за то, что установили единобрачие» [4].

Есть и в иудохристианской литературе свидетельства:

«То, иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумирам суетным, а вы поете песнь бесовскую Роду и Роженицам» [10].

Кумир Стрибога был установлен в Киеве в 980 г. Кумир Макоши также стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Поставленный в Киеве кумир бога Солнца имел двойное имя – древнерусское Дажьбогь (праславянское *dadjbogъ) и древнерусское Хърсъ (сармато-аланское *xors) [6].

Киевский летописец сообщал об установлении кумира Перуна в Новгороде. В Новгороде кумир Волоса (Велеса) находился у южной окраины новгородского детинца, где в древности была Волосова улица, а в 14 в. была поставлена иудохристианская церковь св. Власия. Святилище Перуна было создано в сосновой роще у истока Волхова из озера Ильменя; место это до сих пор называется Перынью. Иудохристиане разорили его и надругались на кумиром Перуна:

«…и требища разори и Перуна посече и повеле въврещи в Волхов. И повязавше ужи, влечахуть и по калу, биюще жезлием и пихающе… и вринуша его в Волхов. Он же (идол Перуна), пловя сквозе великый мост, верже палицю свою, рече: «На сем мя поминают новгородскыя дети» (ею же и ныне безумнии убивающеся…)» [5, 7, 8].

Также надругались иудохристиане и над кумирами, установленными в Киеве. Кумиры были изрублены или сожжены, а кумир Перуна иудохристиане сволокли со Старокиевской горы и бросили в приток Днепра реку Почайну (Ручай); при сволакивании идол привязали к конскому хвосту; по пути кумир били массивными палками специально приставленные двенадцать «мужей»; когда Перуна влекли к Днепру, собравшийся народ «плакахуся его»; по приказу великого князя Перунов кумир сопроводили за Днепровские пороги, нигде не позволяя ему прибиться к берегу [6].

В Балтии в ветвях разделённого на три части вечнозелёного дуба, произрастающего в святилище Ромове, в каждой из частей устроено оконце с кумирами Перкунса, Потримпса и Патолса. Пруссы поклонялись кумирам Видевута и Брутена – парным столбам: один назывался Ворскайто (Worskaito, Wurskait, Wurschaite) в честь Видевута, другой – Ишвамбрато (Iszwambrato, т. е. swais brati, «его брат») в честь Брутена. В Элладе стоял деревянный кумир богини Артемиды. Персы, мидяне и савроматы ещё в 3 в. поклонялись кумиру бога войны Веретрагны в форме меча [3].

В иудохристианстве, которое «у славян в значительной степени усвоило старый мифологический словарь и обрядовые формулы, восходящие ещё к индоевропейским источникам» [3], кумирами служат иконы, посвященные каждая своему богу, или ангелу, или святому, или другому иудохристианскому божеству или духу. В том числе и в иудействе – кумиром служит понятие т.н. «богоизбранности» т.н. еврейского народа.

Литература:

  1. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, 1863 и 1902.
  2. Российский энциклопедический словарь.
  3. Энциклопедия «Мифы народов мира», «Советская энциклопедия», 1987-1988.
  4. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы // Слово о полку Игореве – памятник XII века / Отв. ред. Д.С. Лихачев; АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962.
  5. Рыбаков Б.А., Язычество древней Руси; АН СССР, Отд-ние истории, Ин-т археологии, 782, [1] с., [2] л. ил., М., Наука, 1987.
  6. Васильев М.А., Международный исторический журнал, № 10, 2000.
  7. Седов В.В. Древнерусское языческое святилище в Перыни // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1953. Вып. L. С. 92, 93, 99; Он же. Новые данные о языческом святилище Перуна (По раскопкам Новгородской экспедиции 1952 г.) // Там же. 1954. Вып. 53.
  8. Конецкий В.Я. Некоторые аспекты источниковедения и интерпретации комплекса памятников в Перыни под Новгородом // Церковная археология. СПб.; Новгород, 1995. Ч. 1.
  9. Любомир, волхв, Богиня Лада будет снова встречать Коляду в Царицыно, Содружество Природной Веры «Славия», 2004.
  10. Сбор. Троиц, 16 век.
  11. А.А. Тюняев. Энциклопедия свастических символов, М., 2006.

Ссылки по теме:

на начало