Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Истинная история Руси. Даты. Сейчас 32.514 год по летоисчислению славян.

Впервые на Земле. Историко-просветительский проект АФН.


Изображения славянских богов в германском храме Ретры и венедские руны

источник: Дмитрий Гаврилов, volhovets@mail.ru

1. Предыстория вопроса
2. Первоисточники свидетельствуют
3. Первые отечественные публикации о Ретре
4. Польский след
5. Венедские, то есть славянские руны. Классификация
6. Выводы

Предыстория вопроса

Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века - начале 18 века, затем их приобрел немец Андреас Готтлиб Маш, подробно описал и заказал гравюры с натуры. В 1771 году в Германии им были изданы обстоятельные материалы на этот счет, экземпляр которых хранится в том числе и в нашей Ленинской библиотеке (A.G. Masch. Die Gottesdienftlichen Ulferfhumer der Obotriten, aus dem Tempel gu Rhetra. Berlin. 1771).

Изображения оформлены Андреасом Готтлибом Машем в виде каталога, каждая статуя или рисунок имеют свой порядковый номер, таковых более шестидесяти.

Маш дает план современных ему представлений (или даже раскопок) о месте и устройстве великого храма Радегаста, что в Ретре, легендарном городе лютичей-ретарей.

Следует добавить, что фигурки сильно оплавлены (Ретринский Храм Радегаста был стерт с лица земли императором Лотарем в процессе крестового похода против западных славян), и многие изображения испещрены рунами. Две наиболее часто встречающиеся надписи безошибочно идентифицируются как RHETRA и RADEGAST.

Некоторые новейшие «историки», или учившиеся на историка в соответствии с канонами пронорманнской теории, с вполне серьезным лицом утверждают, что такого храма не было и в помине. При этом они ссылаются на современные германские раскопки, якобы не принесшие никаких новых археологических данных. Еще они говорят, что сама коллекция Маша - подделка, ибо славяне конца первого начала второго тысячелетия н.э. не имели развитой металлургии и не знали письменности.

[см. Аркаим (1700 лет до н.э.). Металлургические «цеха» Синташты]

[см. Германия. Русские храмы древнее пирамид!]

Некоторые доходят до того, что отказывают полабам и ободритам в наличии собственного языка.

[см. Законы вещего русского слова – праязыка цивилизации Земли]

Таким образом, предполагается, что фигурки, если они и были, гораздо более позднего неславянского происхождения, а знаки поверх фигурок - один из видов младших рун. Серьезным аргументом в «умелых» руках таких «историков» является тот факт, что по смерти Андреаса Готтлиба Маша коллекция была утеряна и осталась только публикация.

Постараемся развеять их «искренние» заблуждения, чтобы впредь они не вводили в заблуждение доверчивых читателей.

Первоисточники свидетельствуют

Сперва - свидетельства очевидцев существования самого храма, т.е. письменные первоисточники современной исторической науки, отрицать которые - все равно, что рубить сук, на котором сидишь.

Географ Адам Бременский (ок. 1066 г), «Деяния священников Гамбургской церкви»:

[!] «Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…

[!] Славянских народов существует много.

[!] Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и РАТАРИ - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или ЛЮТИЧАМИ. Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ РАТАРИ, живущие в центре…

[!] Их город - ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».

Дитмар Мерзебургский (Дитмар Мержиборжский) (ранее 1018 г) «Хроника»:

[!] «Есть на земле РАТАРЕЙ некий город, по имени РАДИГОЩ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех пиходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз. Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному.

[!] У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного ИЗ ДЕРЕВА ХРАМА, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей.

[!] Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят ИДОЛЫ БОГОВ РУЧНОЙ РАБОТЫ, СТРАШНЫЕ НА ВИД, В ПОЛНОМ ВООРУЖЕНИИ, В ШЛЕМАХ И ЛАТАХ, НА КАЖДОМ ВЫРЕЗАНО ЕГО ИМЯ.

[!] Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется СВАРОЖИЧ.

[!] Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам… (далее говорится о жрецах храма и ритуале гадания по коню).

[!] Верящие издавна различным заблуждениям, они считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из упомянутого моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли.

[!] СКОЛЬКО В ТОЙ СТРАНЕ ОБЛАСТЕЙ, СТОЛЬКО ТАМ ЕСТЬ И ХРАМОВ, И ИЗОБРАЖЕНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕМОНОВ, КОТОРЫХ ПОЧИТАЮТ НЕВЕРНЫЕ, НО СРЕДИ НИХ УПОМЯНУТЫЙ ГОРОД ПОЛЬЗУЕТСЯ НАИБОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровию людей и животных.

[!] Всеми этими племенами, которые вместе называются ЛЮТИЧАМИ, не управляет один отдельный властитель… К нарушению мира их легко склонить даже и деньгами. Эти-то воины, некогда бывшие нашими РАБАМИ, а затем из-за грехов наших ставшие СВОБОДНЫМИ, отправляются В СОПРОВОЖДЕНИИ СВОИХ БОГОВ помогать КОРОЛЮ ПОЛЬСКОМУ».

Священник Гельмолд (сер. XII века), «Славянская Хроника»:

[!] «…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды, сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция ВИНУЛОВ, которыми ленчане и РЕДАРИ именуются. Город их славный РЕТРА, там капище великое и главный бог их - Радегаст…»

[!] «…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них ИМЕЕТСЯ ДРЕВНЕЙШИЙ ГОРОД и ЗНАМЕНИТЕЙШИЙ ХРАМ, в котором выставлен идол РАДЕГАСТА и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…»

Таким образом, если археологи чего-то там не находят - это их проблемы. Видимо, не там ищут - «четыре дня пути от Гамбурга и близ озера» (вероятно совр. Мекленбург, озеро Толензезе).

Первые отечественные публикации о Ретре

Теперь обратимся к нашим, не нынешним, а тем великим историкам, определенно составляющим гордость Российской науки.

В.Н. Татищев (1748 г), «История Российская», гл. 39.:

[!] «Готтофред в хронике 402 года по Христе от древних писателей сказует, что ВАНДАЛЫ (венды) с королем их РАДОГОСТОМ в двести тысяч числом в Италию нападение учинили… И сии имена королей довольно свидетельствуют славян, ибо имя РАДЕГАСТ самое славянское и славяне идола РАДЕГАСТА почитали. К тому же имя Радегаста видно от владетеля ВАНДАЛОВ дано».

И с чего бы это германскими младшими рунами-то писать славянское имя славянского бога? Радегаст - он же Радигощ или Радогощ - почитался и чехами. Он упомянут в «Маter Verborum», как сын Сварога.

А на землях вятичей, «пришедших из ляхов», можно сыскать города, названные именем этого бога - Радогошь на реке Нерусса к северу от Севска и к западу от Крома.

Предполагается, что Радигощ - прилагательное от имени Радегаст, точно так, как «вещий» есть прилагательное от слова «весть».

М.В. Ломоносов (1760-е), «Древнейшая Российская История», гл. 4.:

[!] «Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами».

Именно так выглядит Радегаст на части изображений из Ретринского Храма согласно перечню Маша 1771 (опубликованному после указанной работы Ломоносова - 1766). Значит, либо Михайло Васильевич видел самих кумиров, либо пользовался независимым от Маша источником.

Позднее сведения Ломоносова по внешнему облику кумира Радегаста и порядка служения ему повторяют Андрей Кайсаров (1803) («Славянская и Российская мифология») и Григорий Глинка (1804) («Древняя религия славян»). Следует упомянуть, что и Ломоносов, и Кайсаров были в той части Германии, где некогда жили ретари и застали в Германии остатки «словенского и вандальского (винульского) языков».

Ни у Татищева, ни у Ломоносова нет речи о находке близ Прильвица, но вот в 1795 году в Гамбурге поляк Яков Потоцкий описал еще одну партию предметов из Храма Ретры (всего порядка двадцати пяти предметов), экземпляр его работы также хранится, в том числе, и в нашей Ленинской библиотеке.

Екатериной Великой, а она писала:

[!] «славяне задолго до Р.Х. письменность свою имели»,

была создана специальная комиссия, которая готовила материалы к отдельной публикации, однако по смерти императрицы ничего из этого не получилось (J. Potocki. Voyage dans quelques de la Basse Saxe pour la Recherche des antiquites Slaves ou Veneds. Hambourg. 1795).

Кайсаров ссылается на работу А.Г. Маша, однако, добавляет (Андрей Кайсаров (1803) «Славянская и Российская мифология»):

[!] «Из металла сделаны все истуканы, вырытые в Прильвице близ озера Толлензезе. Большая часть их составлены из смеси металлов и содержат много серебра, так что некоторые выдерживают пробу от двух до десяти лотов серебра».

Поскольку Маш ничего не указывает в своей работе 1771 года о такой пробе, это означает, что Кайсаров воочию был знаком с коллекцией, например того же поляка Потоцкого, благополучно путешествующего по России еще в начале 1800-х годов на Кавказе в поисках таких же артефактов (Yu. Klaprot или U. Claprot, Voyage de Jean Potocki dans les steps d'Astrakhan et du Caucase, t.1, Paris, 1829).

Кайсаров пишет и еще об одной статуэтке, не имеющейся ни в перечне Маша, ни в работе Потоцкого:

[!] «В Прильвице нашли статую с надписью «Вода». Как сей истукан представлен вооруженным и с воинскими доспехами, то думали, что это изображение бога войны (ср. воевода)».

Это лишний раз подтверждает действительное существование фигурок еще в начале девятнадцатого века.

Вспомним первоисточники!

Дитмар Мержиборский:

«Идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя».

Польский след

А теперь перенесемся в 1836 год. В Польше, в Познаньском воеводстве найдены Микоржинские камни. Три штуки. На них встретились те же «венедские» руны, что и на ретринских изображениях.

[!] В надписях использовано 16 рун, из которых 14 совпадают с ретринскими и две из 14-ти не имеют аналогов в младших и старших рунах.

[!] Всего рунический строй с ретринских находок содержит 25 рун, из которых лишь 16 имеют аналоги в младших и старших рунах, а девять не имеют таких аналогов.

Результаты комбинаторного анализа представлены в работе (Платов А., Культовые изображения из Храма в Ретре// Мифы и магия индоевропейцев, вып.2.-М.: Менеджер, 1996, стр. 8-28).

Вопрос с подлинностью ретринских изображений как бы повис в воздухе, хотя, скажем, известные исследователи германских и славянских древностей Яков Гримм и Ян Коллар еще в середине прошлого века были убеждены в действительном существовании ретринских изображений.

А вот камни, изображения на них и надписи, в самом деле, признаны на сегодня подлинными значительной частью польских и других западных ученых. Знать, и надписи на ретринских статуях подлинны, поскольку сделаны на том же языке. Каком?

Снова вспомним первоисточники!

Адам Бременский:

«живущие по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей славянии ни своей внешностью, ни языком…»

Венедские, то есть славянские руны. Классификация

Что до термина «венедские руны» - сами скандинавы придумали такой термин - Veneda Runis - чтобы отличать памятники рунического искусства славян от аналогичных скандинавских находок. И только наши «историки» по прежнему гордо отсчитывают тысячелетие славянской культуры от момента крещения, на худой конец - «от Кирилла с Мефодием».

По предположению А. Платова, слово «руна» родственно слову «рана». Один, чтобы получить тайное знание рун, пригвоздил себя к Мировому Дереву, а согласно Снорри Стурлуссону («Круг Земной») и вовсе изранил себя. Мы также видим несомненное сходство слова «руна» и «руно», шкура овна, на которой, возможно, писали.

Мнение автора статьи таково. У славян, как и у германцев, была развитая издревле руническая письменность, происходящая от единого северо-италийского корня (см. две таблицы из. кн. Платов А., Руническая Магия, - М.: Менеджер, 1994, -142 с. а также Платов А., Знак Даждьбога // Мифы и магия индоевропейцев, вып.3.- М.: Менеджер, 1996, стр. 46-53).

Руны использовались для придания предметам труда дополнительных магических свойств, для придания магических свойств природным предметам (камни, алтари для поклонения), обозначение границ владений (Микоржинские камни), гадания, деловой переписки.

Купцы и жрецы городов, а их было в избытке как у западных, так и у восточных славян, не могли не вести переписку и записи. Поскольку это делали они на дереве (если все-таки не «мысию по древу», а мыслию, то Боян растекался мыслию по письменам на деревянном носителе, а вот соловьем скакал уже по Мировому дереву), то долговечность достигалась переписыванием и копированием.

Поскольку жрецы были физически истреблены - традиция копирования была прервана.

[см. Христианизация Руси – акт безнаказанного геноцида русских]

Ныне выделены следующие группы славянских рунических памятников (Платов А., Памятники рунического искусства славян// Мифы и магия индоевропейцев, вып 6, -М., Менеджер. 1998, стр. 90-130.):

  1. Северо-венедская группа памятников письменности славян, по меньшей мере, 8 в. н.э. Ретринские и Микоржинские надписи. Сюда же относят Краковский медальон - серебряная монета с руническими надписями типа ретринских, найдена на территории Польши, Чешскую надпись Крольмуса, малый брактеат Воланского середины прошлого тысячелетия и надписи Лецеевского на камнях в Польше.
  2. Среднеевропейская группа. Велестурская руническая наскальная надпись в несколько предложений найденная в Южной Словакии. Восемь наскальных рунических надписей Жунковича в Чехии и Словакии.
  3. Южная группа (Болгария), обе надписи 5-6 в. н.э. Шутгардская (около пяти десятков знаков). Малая шутгардская надписи (около двух десятков рун) датир.542 г н.э.
  4. Черняховские находки Рыбакова и Тихановой. Надписи на керамике у с. Лепесовка. Рипневский фрагмент. Огурцовский фрагмент. Чаша из с. Войсковое.
  5. Беломорская группа. Петрозаводский рунический календарь.
  6. Отдельные источники: Рунические надписи Терского берега, Недимовская надпись, Алекановская надпись, Надпись на коровьем ребре из Новгорода 9 в. н.э., Надписи на предметах из Белоруссии - 6-8 вв.
  7. Сомнительные: Ладожский рунический документ из архива Державина (60 строк) - 860 г., Велесова Книга - 8-9 вв. н.э.

В дополнение к сведениям Антона Платова:

а). Алекановские знаки. Найдены в 1897-98 гг. в окрестностях села Алеканова, Муромской волости Рязанского уезда. Представляют собой надписи на сохранившемся целом глиняном сосуде X века и на отдельных обломках. Сейчас это сокровище хранится в Государственном Историческом Музее. Знаки написаны горизонтально (справа налево?). Не повторяются, так что письмо не алфавитное, а слоговое или иероглифическое. Скорее всего, представляют из себя заклинание на сосуде. Всего имеется 14 знаков, сравнение которых с рунами дало лишь два совпадения «а» (причем и то в зеркальном виде) и «n». Если перевернуть еще один из знаков, то получится «R» старших рун. С младшими датскими два совпадения, с младшими норвежскими ни одного. Три знака представляют нечто вроде известных нам схематических изображений фаз луны. (см. В.А. Городцов, «Заметка о загадочных знаках на обломках глиняной посуды» // Археологические известия и заметки. 11-12. М., 1898. стр. 370).

б). Сходные с алекановскими и часто дублирующиеся знаки имеются на медных бляхах из Тверских курганов XI века. (См. Введение в Археологию. под ред. В.А. Арциховского. - М., 1947. стр. 194).

в). В северянских курганах под Черниговым найдено ребро барана (Х век) с осмысленными нарезками (резы?). (См. Д.Я. Самоквасов. Раскопки северянских курганов в Чернигове во время XIV археологического съезда. М., 1916. стр. 11).

г). На Дону, среди остатков Цимлянского и Маяцкого городищ (VIII-IX века) найдены кирпичи с неизвестными знаками. (Cм. М.И. Артамонов. Средневековые поселения на Нижнем Дону. Л. 1935. стр. 90. Н.Е. Макаренко. «Археологические исследования 1907-09 годов». // Известия Археологической комиссии. вып. 43. СПб., 1911, стр. 21).

д). Там же на Дону найдена баклажка с надписью из 16 знаков (сейчас в Новочеркасском музее) (М.И. Артамонов. Надписи на баклажках Новочеркасского музея и на камнях Маяцкого городища.// Cоветская археология. №19, 1954. с. 263). Сам Артамонов считал, что эти письмена - хазарские. См. также. А.А. Щербак. Несколько слов о приемах чтения рунических надписей, найденных на Дону.// Там же. стр. 269.

Выше приводилось свидетельство Дитмара о надписях на идолах храма Ретры, вот еще некоторые документальные свидетельства «за».

Ахмед Ибн Фадлан (921 г.) описывает погребение знатного руса и сообщает следующее:

[!] «Они построили… нечто подобное круглому холму и водрузили [в] середине большую деревяшку ханданга [белого тополя], написали на ней имя [этого] мужа и имя царя русов и удалились»

(См. «Путешествие Ибн Фадлана» М. Л. 1939. с.83).

Масуди (ум. 956) видел

[!] в славянском святилище начертанное на камне пророчество

(А. Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах. СПБ. 1870. стр. 139).

Ибн-Якуб-Эль-Нидим ( вт. пол. Х века) рассказывает со слов посла одного из кавказских князей, ходившего к русам:

[!] «Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь, что один из царей горы Кабк послал его к русам. Он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы».

(Гаркави. Сказания… стр. 240). Эль-Нидим приложил к своему известию доселе нерасшифрованный текст. Скорее всего, эти письмена происходят от Тьмутараканьских русов.

Существует еще несколько сообщений очевидцев (типа черноризца Храбра), которые мы здесь не приводим, ибо сказанного уже достаточно для определенных выводов.

Выводы

  1. Храм Ретры существовал не только в «воспаленном воображении» иноземных современников.
  2. В нем были изображения языческих кумиров из дерева и металла, которые были изуродованы или уничтожены с 1063 по 1157 гг. Часть изображений могла сохраниться до наших дней.
  3. Наличие надписей на изображениях из Ретры не может служить основанием к признанию изображений подделкой, а указывает на обратное. Славяне имели собственную некириллическую и докириллическую письменность, по всей видимости - руническую.

Ссылки по теме:

на начало