Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Хазария: битва за прародину

А.А. Тюняев, академик РАЕН, президент Академии фундаментальных наук
подробнее в книге А.А. Тюняева «История возникновения мировой цивилизации»

Хазары: начало с гуннов
Хазары: взаимоотношения с тюрками
Хазары приняли иудаизм раньше пришедших к ним евреев
Этимология термина «хазары»
Загадка и причины гибели Хазарского каганата
Выводы

В последнее время интерес к почти мифическому Хазарскому государству, располагавшемуся в первой половине нашей эры где-то в низовьях Волги, возрос настолько, что лучшие полосы научных и научно-популярных изданий редакторы без доли сомнения отдают под публикации соответствующих исследований.

Причина здесь кроется, по-видимому, в том, что версия о египетской прародине древних евреев до сих пор не находит научного подтверждения [1]. Также не находят научного подтверждения и вавилонское и аравийское происхождения евреев. Но – народ есть, следовательно – родина должна быть.

Поэтому в качестве альтернативной родины евреев рассматривается так называемое древнее государство с именем Хазария.

Хазары: начало с гуннов

Хазары, кочевой народ т.н. тюркского племени, первоначально обитавший между Каспийским и Чёрным морями, появился в Восточной Европе в 4 веке после гуннского нашествия [2]. Однако, что понимать под термином «появился… после» авторы многочисленных повторений этого словосочетания объяснять не удосуживаются и таинственно молчат. То есть, то ли гунны, осевшие в этих местах, стали именоваться хазарами. То ли ещё какая-то напасть случилась. Так и осталось в науке: то, что касается происхождения хазар, описывается словосочетанием «появился… после».

А между тем, посмотрим. Гунны (греч. Hunnoi, лат. Chunni, Hunni) – это кочевой народ, сложившийся во 2 – 4 веках в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии, а также из местных угров и сарматов [3]. Хунну, в свою очередь, – это тоже кочевой народ, сложившийся в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н.э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая (ди) [1]. Однако вкрапления хунну в этнос гуннов были крайне малозначительны, поскольку хунну с 3 века до н.э. по 460 год н.э. постоянно и методично уничтожались как китайцами, так и другими племенами, «остатки хунну на территории Турфана были уничтожены жужанями в 460 году» [1]. Следовательно, гунны были сформированы в основном из, первое, угров – обобщающее этническое имя, присвоенное родственным по языку таким народам, как зауральские манси и ханты, дунайские венгры (мадьяры), в лингвистической классификации угорская ветвь языков генетически восходит к древнейшей уральской языковой семье, в составе которой, вероятно, обособилась уже в отдалённые времена (4 – 3-е тыс. до н.э.). Причём, протоугры первоначально сосредоточились на границе южной тайги и лесостепи Западной Сибири, от Среднего Урала до Прииртышья [4]. И, второе, из европеоидных племён сарматов. Тем более и культура хунну имела сходство со скифо-сарматской [5].

Хазары: взаимоотношения с тюрками

В 60-х годах 6 века хазары были покорены Тюркским каганатом. Однако о межэтническом или, ещё более глубоком, межрасовом смешении ничего исследователями не говорится.

Между тем, Тюркский каганат, как государство, существовал в совершенно небольшом историческом промежутке – с 552 по 745 годы н.э. А сами тюрки появились в результате того, что в 460 году одно из, опять-таки, гуннских племён, так называемое ашина, попало под власть жужан. О таинственных ашинах совершенно нет сколько-нибудь достоверной информации. К тому же, по странному совпадению именно в этом году хунну – составная часть гуннов – были уничтожены теми же жужанями(!). После этого, попавшее под власть жужун племя гуннов-ашинов было переселено из Восточного Туркестана на Алтай.

В этой местности и сложился союз местных племён, принявший название «тюрк»

(от русск*. «тюря, тюра, тюрка ж. самая простая еда: хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью; хлебная окрошка на квасу, ино с луком, иногда крошево хлебное во щах; «стоит старец, крошит тюрю в ставец» || Тюрить, твер. врать, путать, молоть. || Втюрить кого, посадить с прочими в беду, втянуть; -ся, ввалиться; попасться, влюбиться по уши» [40]).

То есть, к этому времени будущие тюрки состояли только из угров и славян-сарматов, да ещё и, вроде бы, из неведомых ашинов.

В 545 г. тюрки разгромили европеоидные [1] уйгурские племена, а в 551 г. – жужан. Очень важен тот факт, что вождь Бумын, умерший в 552 году, провозгласил себя каганом ещё при жизни – термином, принятом в иудаизме. Уже к 555 году «все народы Центральной Азии, включая киданей в Западной Маньчжурии и енисейских кыргыз, оказались под властью тюрок. Ставка кагана была перенесена в верховья р. Орхон (см. Орхонские тюрки)» [1].

Возвращаясь к 60-м годам 6 века: тюрки разгромили Эфталитов государство в Средней Азии. В 3-й четверти 6 века в зависимость от Тюркского каганата попали северокитайские государства Чжоу и Ци. Далее, Тюркский каганат в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над Великим шёлковым путём. По результатам чего в 571 году, после похода тюрок в Иран, граница была установлена по реке Амударье. И уже в 588 – 589 гг. к Тюркскому каганату были присоединены некоторые области на западном берегу Амударьи. В 576 году тюрки взяли Боспор (Керчь), а в 581 году осадили Херсонес.

Несмотря на то, что в сведениях о Тюркском каганате не имеется сведений о Хазарском каганате, источники пишут, что с середины 7 века тюрки из Западного Тюркского каганата создали Хазарский каганат. Что именно имеется в виду под термином «создали» источники не уточняют. Смысла в создании нового каганата на тех же самых территориях и в то же самое время – в качестве своеобразного параллельного измерения Тюркскому каганату – не усматривается. В момент так называемого создания Хазарского каганата до распада Западного Тюркского оставалось ещё долгих 100 лет…

Между тем, в 7 – 8 веках хазары распространили власть к западу, покорили волжских болгар, и завоевали Крым и Киев. Утверждается, что славянские племена полян, северян, радимичей и вятичей платили им дань. Поскольку слабо-организованные массы кочевников, стоявшие на пороге создания лишь феодального общества и которые не в состоянии были построить собственное государство, а, значит, и не имели представления о таком уровне управления. Нет никаких оснований полагать, чтобы они могли организовать грамотный захват обширных территорий, занятых высокоразвитыми славянскими племенами. Вероятно, в обиходе кочевников был грабёж, набеги и т.п. А под термином «платили дань» имелось в виду – давали выкуп неожиданно появившимся вымогателям или то, что удавалось им украсть с помощью неожиданности.

Во главе царства хазар стояли хакан и наместник бег. Главный город Валангиар (Астрахань – с русск. – «Астра» – «звезда», «хан» – «князь»), затем Саркел (разрушен в 1300 г.). Вели торговлю с Индией. Святослав разбил их в 965 году. В 1016 разбиты греками и русскими, под предводительством Мстислава Тмутараканского.

Хазары приняли иудаизм раньше пришедших к ним евреев

В различных источниках мы можем прочесть, что иудейство хазары приняли в 8 веке [1, 6]. А вождь тюрок Бумын провозгласил себя иудейским титулом «каган» ещё до 552 года. Однако израильский исследователь Натан М. Полок, чьи исторические изыскания были подержаны представителями израильской власти и науки, утверждает, что Хазарско-Еврейское царство вправе было отметить в 2005 году только свой 1000-летный юбилей – по Полоку процесс объединения хазар и евреев был произведён в 1005 году. Это на три века позже, чем хазары приняли иудаизм, по утверждению источников [6], и на 4,5 века позже, чем тюрок возглавил каган.

В этой связи сразу возникает ряд вопросов:

Этимология термина «хазары»

Откуда же произошло название хазар? Как говорит Владимир Даль в [7]: «ХАЗИТЬ что, вят. хаять, охуждать, бранить, поносить; грубить? Хазить сев. жить пышно, роскошно, щеголять, мотать, гулять. || Твер. возить, волочить, таскать? Хазун, хазила, тщеславный и надменный человек. Хаз м. щеголь, франт, мот; || грубиян, наглец, нахал и пройдоха; хазом, вят. нагло, нахально. || Арх. газ, галун, позумент. || Хаз или хазовый конец ткани, заток, который делается почище, и этот конец оставляется сверху, напоказ, почему говорят: «И каз, казовый, но хаз слово татарское». «У нас везде одни только хазовые концы на виду». Хазина кур. огромная вещь; верзила? Хазила пск. неуклюжий и вялый. Хазол вологодск. любовник (Наумов). Хаженый пск. опытный, бывалый (хоженый?)».

Слова с корнем «хаз» и противоположные им были широко употребимы в русском языке, например; «НЕКАЗ м. торг. нехаз, конец или часть товара противоположная казу, хазу; не то, что назначено для показу» [6].

От этого слова образовывались и названия рек, например, река Хаза в Нижней Саксонии (Западной Германии), на берегах которой и ответвлении Средне-германского канала в 785 г. основан город Оснабрюк (Osnabrück). Река Тигр в Турции и Ираке (Tigris, упоминается в клинописных табличках с 3 тыс. до н.э. как Тигрушу – «стремящийся как разрушительная стрела», или Диглат – «быстрый»; арабское Диджла, турецкое Диджле), берущая начало из озере Хазар (1245 м) на южном склоне Восточно-Анатолийского нагорья, близ г. Алязыг [8].

В. Даль [7] приводит разнообразные варианты толкования слова «хаз», утверждая, что рязанское «отхазовать» происходит от «хаз», что по-татарски означает «ходить» («Наш писарь отхазовал к окружному». «Иван отхазовал с болота на гору»). А русское «казать» в смыслах казистость ж. свойство, сущность казистого; казовый, изготовленый на каз, напоказач; конец сукна, чистый, для показу (или хазовый) у того же В. Даля происходит от того же татарского «хаз», но означающего уже «краса», «баса».

Разбив слово «хазары» на составляющие его части – «Ха» + «З» + «Ар» – мы можем более верно докопаться до сути. Первое предположение таково: из славянского – «Ха (ходить) За Аром (Яром-Ярилой). Учитывая, что Ярила – бог весеннего, только что рождённого-вставшего (на Востоке) Солнца [1], термин «хазары» может означать «Идущие с Востока».

В древние времена многим, если не всем, природным явлениям соответствовали боги (имена их). В особенности боги покровительствовали рекам, озёрам, горам и т.д. По Туве и Монголии протекает река Ха-Кем, левая составляющая реки Енисей [1]. Также в Монголии есть река Лао-ха-хэ [6]. Мёртвое море в Палестине на иврите называется Ям-Ха-Мелех («Солёное море»; Ям – от русск. Яма), а река Иордан – Ха-Ярден [8]. Есть отражения «ха» как множественности и в японском языке, родственному корейскому, и относящемуся к алтайской семье, в которую входят также тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. То есть, японский язык – это речь пришельцев с Азиатского континента. Японское «ха» – «листва» вообще, без указания на количество [9]. Среди имён японского бога Фудзи есть и имя Коно-ха-на Сакуяхимэ («Принцесса, заставляющая цвести деревья») [9]. «Ха» встречается в именах собственных, например, египетский музыкант 19 в. Абд аль-Ха-мули, узбекский писатель Ха-мид Гулям и др. [1].

Вторая часть термина «хазары» – «Ар» – имеет также многочисленные толкования. В русском языке «Яр», «Ярый» и производные от них распространены чрезвычайно широко, в каждом хозяйственном секторе – даже перечислять не стоит, ввиду всей широкости применения. Укажем только, что термину «ярый» соответствуют синонимы: бешеный, буйный, горячий, злой, усердный. Ярило, славянское божество, олицетворение весеннего солнца [6]. В. Даль, помимо других, даёт такие толкования: «Яр м. самый жар, огонь, пыл, разгар, в прямом и переносном значении. Ярило, ярила м. древний славянский бог плодородия, от которого ярится земля и все живое. Ярый, огненный, пылкий; || сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; || крепкий, сильный, жестокий, резкий; || скорый, бойкий, неудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; || расплавленный и плавкий; весьма горючий; || белый, блестящий, яркий; || горячий, похотливый. Ярый конь, рьяный, горячий. Ярый ветер, - вьюга, - мороз. Не яро, не яро погоняй! арх. полегче, не шибко. Ярый чугун, белый, хрупкий. Ярый чугун, ярая медь течет, плавленая. Ярые звездочки блещут. Ярые овцы, селетние, молодые, ярки. Белоярая пшеница, кукуруза, или джугары. Яровик, что-либо ярое: бычок-яровик; гриб-яровик, ранний; баран-яровичок, ярка. Ярок и яруга ж. южн. овраг, росточь, глубокая водороина; крутобокая лощина. Обапола яруги тяпник, ряз. Пути им ведоми, яруги им знаеми, Слово о Полку Игореве. Притопша Святослав холмы и яруги, там же. Яруг м. тул. яруга, овраг, буерак; || ручей в овраге, ключ, родник». И делает предположение: «кажется, надо принять два корня яр, один славянский (ярость, яркий), другой татарский (круть, обрыв)» [7].

Однако в тюркских языках корень «Яр» не так употребим, как в славянских, и означает только обрывистый крутой и высокий берег реки. Причём в Северном полушарии чаще приурочен к правым берегам рек [1], а с учётом того, что большинство рек в этом полушарии текут на север, то правые берега их являются восточными.

Таким образом, термин Хазары означает:

  1. в узком смысле и в смысле применения к описанию народов – «массы дикого народа, идущего с Востока»;
  2. в широком смысле и в религиозно-мировоззренческом – «судьба, хаос и безличный абсолют, хлынувшие в славянский мир, ослепившие его, опьянившие его, несущие смерть».

Загадка и причины гибели Хазарского каганата

Советская историография выдвинула такую версию гибели Хазарского каганата – под волнами Каспийского моря. Её автор ее Л.Н. Гумилев предположил, что в результате трансгрессии 7 – 8 вв. хазарские поселения дагестанской низменности были размыты и полностью уничтожены морем [10].

Но начало гибели каганата лежит не в явлении трансгрессии. Гибель была вызвана сменой мировоззрения – принятием иудаизма, которая в государственном масштабе произошла в Хазарии при кагане Обадии. По данным арабских источников, в частности Масуди, иудейская религия стала господствующей в каганате во времена халифа Харун-ар-Рашида, следовательно, Обадия начал свою реформаторскую деятельность где-то на рубеже 8 и 9 веков – через несколько лет после воцарения на троне. Отец его, последний славянский [10] каган Хазарии, умер примерно в 790 г., о чем сохранилось известие в «Житии Иоанна Готского».

Так вот, после принятия иудаизма Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума» [11], – отмечал Масуди. «Вновь прибывающие евреи быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое количество их осело и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии» [10]. Иосиф писал: «Царь по имени Обадья утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги – авт.) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв» [12].

Однако иудаизм разъединил и без того непрочное хазарское государственное образование. Принятие иудаизма каганом, царем и всей итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии, жившей в дальних провинциях, мало связанных со столицей, пользовавшейся весьма значительным влиянием в своих кочевьях и аилах, где эта знать играла роль родовых старейшин. Между итильской и провинциальной аристократией началась борьба за власть и влияние в каганате. Провинциалы и все, кто не принял иудейской религии, объединились против правительства: «Когда у них произошло отделение от их власти, и возгорелась междоусобная война, первая власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, другие убежали и поселились с турками (венграми – авт.) в нынешней печенежской земле, заключили взаимную дружбу и получили название кабаров», – сообщает о тех событиях Константин Порфирородный [13].

В междоусобице погибли и сам Обадия, и два его сына: Езекия и Манассия; власть взял в руки Ханукка – брат Обадии. Междоусобица сильно ослабила государство в целом. После ликвидации Готской митрополии Крым откололся от Хазарии и присоединился к Византии. Итак, «пока хазары интриговали, пока каган и царь, опекая евреев, ссорились с византийским двором и церковью, по дорогам, проторенным венграми, на хазарскую степь наступали орды печенегов» [10].

Хазарский каганат никогда не был полностью иудейским. Религии сменялись в нём с калейдоскопической частотой. В этой связи стоит привести несколько соответствующих данных. В 730 году каган Булан принял иудейскую религию. В 737 – в Хазарии уже была мусульманская религия. С 740 по 775 гг. – христианское правление византийского императора Константина Копронима. С 786 по 809 гг. опять мусульманское правление багдадского халифа Харун-ар-Рашида. С 799 по 809 гг. каган Обадия проводит реформы, направленные на официальное принятие иудейской религии.

И уже через год после принятия иудаизма Хазарский каганат начал умирать: с 810 по 820 гг. происходило восстание кабаров в каганате; с 822 по 836 гг. – вторжение венгров в Причерноморье; с 829 по 842 гг. – опять христианское правление византийского императора Феофила [10]. В 965 году хазары были побеждены князем Святославом Киевским, после чего хазарский князь Булан III и его знать приняли иудаизм, а в 966 г. иудаизм стал опять единственной законной религией в Хазарском княжестве. Соплеменникам князя под угрозой смерти пришлось сделать себе обрезание, выучить иудейские молитвы и признать еврейских раввинов в качестве своих духовных лидеров. Однако в конце 10 века Мукаддеси писал, что «жители города Хазар (Итиля) уже были больше не иудеи, а мусульмане» [11].

Таким образом, Хазарский каганат погиб в результате междоусобиц, вызванных борьбой за власть тремя иудейскими сектами: самим иудейством, христианством и мусульманством.

Выводы

Из выше изложенного видим, что Хазария действительно могла иметь своё историческое место. К тому же она действительно могла являться полноценной родиной иудаизма и большей части евреев. Однако, учитывая менталитет и уровень культурного развития населяющих Хазарию кочевых тюркоязычных народов, можно утверждать, что в качестве истоков иудаизма выступает шаманизм, присущий кочевникам. Ввиду исторической примитивности шаманизма и в иудаизме, как мы знаем, совершенно не развито знание о боге: начиная с незнания его имени, неопределённости категорий, не развитости структур, составляющих понятие «Бог». Это как раз и есть тот так называемый монотеизм, в котором незнание Бога выдаётся за благодать.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 — 1978.
  2. Артамонов М.И., История хазар, Л., 1962.
  3. Thompson Е.A., A history of Attila and the Huns, Oxf., 1948.
  4. Проблемы археологии и древней истории угров, М., 1972.
  5. Гумилев Л.Н., Хунну, М., 1960.
  6. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907 г.г..
  7. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля 64. Даль, Т«олковый словарь живого великорусск. яз.» (1863 и 1902).
  8. Словарь современных географических названий / Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. - Изд. 2-е, испр. и доп., электронное. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  9. Энциклопедия «Япония от А до Я», Япония сегодня, 2006.
  10. Плетнева С.А. Хазары. М., Наука, 1976 г.
  11. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, 1908, вып. XXXVIII.
  12. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932.
  13. Константин Багрянородный. Об управлении государством — ИГАИМК, 1934, вып. 91.

Ссылки по теме:

на начало