Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Скульптура

(этимология слова)

А.А. Тюняев

В Толковом словаре русского языка Ушакова, а также в Большой советской энциклопедии и в ряде других источников принято считать, что термин «скульптура» латинского происхождения, и означает – резьба, ваяние.

Однако латинский язык, язык латинов, обнаруживает прямые генетические связи с русским языком образца 15 – 13 веков до н.э. То есть латинский происходит из русского [1, 2, 3 и др.].

В ряде современных языков европейского региона, произошедших во 2 – 1 тыс. до н.э. и в 1 тыс. н.э. (например, английский и немецкий) из русского языка, мы находим подтверждения сказанному. В частности, слово «скульптура» в англ. – sculpture, в немец. – Skulptur, во франц. – sculpture. Но в более древнем, итальянском буква «P» не присутствует, и мы уже читаем – scultura. Аналогично в испанском – escultura. Итальянский и испанский языки – потомки латинского.

С (со, су) – древний предлог, пишущийся вместе и означающий расположение или вхождение одного предмета, явления в, рядом, около другого [4]. Отсюда становится понятен смысл термина «скульптура» – со + культура, то, что является сопутствующим культу или производным культа: ср. со+путник = спутник (сопутствовать); сукровица (сокровище), сумерки (смеркаться), состав и т.д.

Рассмотрение термина «культ» нас приводит к пониманию сакральной сути скульптуры. По неправильной европейской привычке многие источники указывают происхождение и этого термина – культ – из латинского языка. Приведём несколько примеров.

«Культ, лат., почитание; а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения» [5]. «Культ (лат. «уход, почитание»). 1. Форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. В структуре культа выделяют: предмет культа, выраженный в виде религиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму культа как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т. п.); средства культа – материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание культа – характер культового действия, его «прикладное значение» (культ плодородия, военный культ, промысловый культ и др.; субъект культа – индивид или религиозная группа (община). Р. Маретт рассматривал К. как важнейший элемент религии, придающий ей отличительные черты, постулирующий специфику религии как отдельной формы общественного сознания [6].

С.А. Токарев в статье «Культ» [2], производя слово «культ» от латинского cultus – почитание, поклонение, выводит cultus от colo – возделываю, почитаю. А сам культ трактует как «исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.)». Естественно, в виду их общего происхождения из русского языка, в языках европейских мы находим в отношении термина «культ» редкостное единодушие словотворения – англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto и т.д.

С итальянского (латинский) colo переводится как – решето, сито. Которые являются реперами символизма славянской Макоши (подробнее см. [7, гл. VI п. 5.2.4. Славянский символ «Макошь» и его значение).

С русского слово «культ» буквально переводится: «К» – Макошь – «судьба», «Л» – Лада – «ливень, поток», «Т» – Троян – «теять, творить» – получаем: культ = Макошь, изливающая творение [8].

Эта расшифровка прекрасно подтверждается археологическими данными, поскольку первым религиозно-магическим изображением являются скульптуры славянской Макоши (неправильно названные палеолитическими «Венерами»), идущие к нам из 50 – 40-тысячелетней исторической глубины. Протославянской глубины, археологически привязанной к территории исторической и современной Руси.

Добавим также, буква «К» является личной монограммой славянской богини Макоши – матери Коша (судьбы, жребия) [7]. Более того, исторически Макошь является зачинательницей и установительницей религиозного воззрения. Поэтому назвать искусство, выращенное из культа Макоши, скульптурой является абсолютно правильным исторически.

Таким образом, приходим к заключению, что термин «скульптура» буквально обозначает «культ, сопутствующий Макоши», «культ, установленный Макошью».

Литература:

  1. Тюняев А.А., Языки мира (учебное пособие), - М., Ин, 2007.
  2. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 — 1978.
  3. Kramers J. H., Iranian Fire-Worship, в его кн.: Analecta Orientalia, v. 1, Leiden, 1954.
  4. Даль В., Толковый словарь живого великорусск. языка, 1863 и 1902.
  5. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон», 1890 - 1907.
  6. Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007.
  7. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации, - М., 2006 – 2007.
  8. Тюняев А.А., Книга Ра, "Organizmica", № 4, 2005, стр. 43 – 48.

Ссылки по теме:

на начало