Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Электронная славянская энциклопедия

Ель

А.А. Тюняев

Этимология
Магия
Целебные свойства

По сути своей цивилизация проторусов изначально являлась лесной. В силу того, что лес являлся поставщиком всего необходимого человеку для жизни, он являлся объектом и субъектом мифологического творчества проторусов. Длительные наблюдения за произрастанием отдельных видов деревьев, открытие их применения в быту стало основой и космических представлений, и сказочных повествований. Основными персонажами народного мифотворчества являются берёза, дуб, осина, ель, сосна. Своеобразным «театром», на котором разворачиваются события жизни и смерти во всех их проявлениях, является одно из древнейших деревьев русских лесов – ель. Её происхождение, также как и сосны, относится к меловому периоду мезозойской эры (135 – 65 млн. лет назад). Древесина издревле употребляется в строительстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

Этимология

Происхождение слова «ель» М. Фасмер отнёс ко времени «праевропейского субстрата», то есть ко времени ранее 12 – 10-го тыс. до н.э. [1]. Слово «ель» в русском языке буквально значит «лосиная», под цвет шерсти – жёлтого цвета. Ср. *ols праиндоевпропейскю ЛОСЬ; ОЛ «всякий хмельной напиток, кроме виноградного вина; брага, пиво, мед» (жёлтого цвета и густой, «жирный»), ОЛАДЬЯ (жёлтая), ОЛБЕРЫ «жёлтые» (название тюркского племени), ОЛЕЙ «растительное масло», ОЛЕНЬ и др. [1, 2].

Магия

Ель издревле является обрядовым деревом. Относящиеся к ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у проторусов (по ареалу её произрастания). Связан с елью сюжет библейской небылицы, в котором ель укрыла богородицу с Христом, бежавших в Египет. Долго пришлось бы бегать иудохристианским персонажам по пустыням Египта в поисках этой ели, чтоб таковая их укрыла, поскольку ель не произрастала в тех местностях.

Для культурной семантики и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, колючего, пахнущего, «женского» и бесплодного дерева. Характеризуются пирамидальной сбежистой (т.е. доходящей почти до земли) кроной. С елью проторусы сопоставляли символизм вечной жизни:

«Луч Ра начинал своё путешествие как из Света во Тьму и далее, так и из Тьмы в Свет и далее. И эти два пути равнозначны. И отражают они вечное движение времени. Вечную жизнь. И, поэтому, символом вечной жизни является дерево «Ель». Начало Нового года – символ возрождения жизни, цикличность её, но и непрерывность. Равнозначность путей Ра» (Книга Ра 1.29.) [3].

С одной стороны, ель наделена положительной и охранной семантикой. На свадебном каравае на Руси делают украшенье из теста, столбиками, узором в ёлку. В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также втыкают в крышу дома – от ветра и грома, привязывают к яблоням – от бури, втыкают в стены, кладут под дом, в подпол – «чтобы буря не тронула».

С другой стороны, ель наделили отрицательной и похоронной семантикой. В древности было принято подкапывать корни ели, немного выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть без гроба умершего, а потом сажать ель на прежнее место. Мотив похорон под ёлкой известен во многих русских и славянских песнях. Ветки и гирлянды из ели – одно из самых распространённых украшений могилы. На Руси издревле запрещено держать или сажать ель вблизи дома. Она «выживает» из дома мужчин: «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», а «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики. Особенно избегают держать ель у дома молодожёнов, чтобы те не остались бездетными.

Целебные свойства

Деревья берёза, осина, сосна, ель, дуб произрастают на Русской равнине с самого своего образования – мелового периода. Издревле проторусы изучили целебные свойства каждого дерева, лёгшие в основу врачевания и аптекарства, с одной стороны, и проявления соответствующих свойств в аналогичных персонажах мифологии. Известно широчайшее использование всех компонентов дерева от почек, до коры и опилок в русской народной медицине.

Напротив, в библейском обществе ничего подобного не имеется. Еврейская энциклопедия, имеющая 29 томов, даже не содержит раздела «народная медицина». Не способные осознать лекарственных свойств окружающих их растений, не сформировавшие своей народной медицины, не сформировали они и соответствующей этому мифологии. Зато понятно, почему иудохристиане по всей Руси и Европе с таким остервенением жгли славянских мужчин и женщин, умеющих врачевать – для диких иудохристиан было непонятно: как может вообще происходить лечение.

Ель – род вечнозелёных деревьев семейства сосновых, распространённых в прохладных областях Северного полушария. В лекарственных целях используют молодые верхушки веток с почками, незрелые семенные шишки, смолу и скипидар. Настой из почек и шишек ели обладает антимикробным, спазмолитическим и десенсибилизирующим свойствами. Действующие вещества – эфирное масло и дубильные вещества. Хвоя – источник аскорбиновой кислоты, каротина и хлорофилла – обладает свойством регулировать обмен веществ, улучшать кроветворение, оказывает мочегонное и бактерицидное действие.

Хвоя используется также при почечно-каменной болезни как бактериостатическое и спазмолитическое средство, при атеросклерозе, грибковых заболеваниях, при функциональных расстройствах центральной и периферической нервной системы, при переутомлении, ослаблении мышечного тонуса, при полиартритах, а также при гипертонической болезни I и II стадий. Хвоя, побеги и шишки (молодые) в русской народной медицине отвар – как противоцинготное, потогонное, желчегонное и мочегонное средство. Почки – настойка – при ангине, рините, бронхите, пневмонии, бронхиальной астме.

Отвар – при катаре верхних дыхательных путей, бронхите, туберкулезе легких, отеках почечного и сердечного происхождения, ревматизме. Почки ели входят в состав грудных сборов. Шишки – настой при ангинах, катарах верхних дыхательных путей, фарингитах, ларингитах, тонзиллитах, гайморитах, вазомоторных ринитах, хронических воспалениях легких, приступах бронхиальной астмы и для профилактики детских инфекций. Смола – мазь (равные части смолы еловой, воска, мёда и подсолнечного масла, разогретых на огне) – при ссадинах, нарывах, язвах, порезах.

Литература:

  1. Фасмер М., Этимологический словарь русского языка.
  2. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4, 1863 – 1866.
  3. Тюняев А.А., Книга Ра. «Organizmica», № 4, 2005.

Ссылки по теме:

на начало