Аналитическая записка
Матрица «Матрице» — рознь
О рецепте обретения «свободы» в фильме «Матрица»
- Вот такое кино
- Охота на человека и вопросы жизни и смерти
- Математика и Божий Промысел
- «Матричное» управление
- О матрицах и эгрегорах
- Освобождение — в Преображении содержания, а не в смене обличий
- «Инь-Янь»
1. Вот такое кино
Многие, особенно из числа молодежи, уже посмотрели фильм «Матрица». Мнения о фильме самые разные, но популярность его неоспорима. Даже в книге о В.В. Путине «От первого лица…» есть упоминание младшей дочери президента России об этом фильме: «А еще у нас сейчас любимый фильм «Матрица», но папа его не видел. Мы его приглашали. Он сказал, что нет времени, но потом обязательно посмотрит». О чем же этот фильм?
На первый взгляд, — очередной триллер, который забудется, не оказав сколь-нибудь существенного влияния на умы и нравы зрителей, которые спустя какое-то время возжаждут нового зрелища мордобоя, но в иных декорациях. Краткое содержание фильма таково:
Молодой человек по имени Томас Андерсон работает в компьютерной фирме, а в свободное от этой работы время занимается хакерством1, выходя в глобальную компьютерную сеть с домашнего компьютера. И хакерство — его главное занятие, в котором он настолько поднаторел, что стал одним из сильнейших хакеров планеты. В сети Андерсон ищет некоего Морфеуса — главу тайной преступной организации, но тот через компьютерную сеть выходит на него сам. Морфеус организует Андерсону встречу со своей периферией, предлагая при личной встрече дать ответ на единственный по-настоящему волнующий Андерсона вопрос: «Что такое «матрица»?» Андерсон соглашается, и происходит их встреча, изменившая в фильме судьбу всей планеты.
По определению Морфеуса, видимый нам всем привычный мир существует в виде нейроинтерактивной модели, поддерживаемой машинно-компьютерной системой, именуемой «Матрица», а планета Земля (по крайней мере, последние двести лет) — безжизненная пустыня, над которой висит беспросветное небо без солнца и звёзд. Таков итог деятельности технократической цивилизации, завершившейся войной машин и людей, в которой машины, победив и взяв власть над человечеством, выращивают людей в качестве биоэнергетического сырья для поддержания своего функционирования.
Однако и в этих условиях существует «подполье», именуемое «Сион», которое ведет борьбу против всевластия машин над людьми. В фабрикуемом «Матрицей» виртуальном мире, действует ключевой персонаж, названный «Пифией». Она, как сообщается в фильме, «знает всё»: и что было, и что будет. И потому к ней из реального мира, несанкционированно входя в нейроинтерактивную модель, генерируемую «Матрицей», наведываются для консультаций главные герои фильма: Морфеус, Тринити и Нео. По сообщению Морфеуса, когда «Матрица» только создавалась, родился человек с редкой способностью изменять все вокруг, подстраивая «Матрицу» под себя. Именно он помог группе Морфеуса выбраться из среды «Матрицы» и приступить к деятельности в реальном мире. Этот человек давно умер, но по пророчеству Пифии он должен вернуться, и его приход приведет к крушению «Матрицы» и положит конец многовековой войне людей и машин.
Пока же он не пришел, команда Морфеуса ведет информационную войну за освобождение землян, осуществляя с борта специального корабля на воздушной подушке «Навухудоносор» хакерские вторжения в программную среду «Матрицы» в поисках грядущего спасителя человечества. Им противостоят так называемые «агенты» «Матрицы», внешне неотличимые от людей, но обладающие способностями принимать любой облик и многократно превосходящие «нормальных» людей по их «физическим» и «паронормальным» возможностям и способностям.
Обе стороны охотятся за Андерсоном, преследуя свои цели: «агенты» хотят использовать Андерсона как хакера для взлома системы защиты информации центрального сервера компьютерной сети подпольщиков, именуемого «Сион»; Морфеус видит в Андерсоне нового спасителя человечества — Нео, способного освободить людей из плена грёз, навеваемых поработившей всех «Матрицей». В этом аспекте сюжет фильма перекликается с Библейскими повествованиями, в соответствии с которыми (и по Ветхому, и по Новому Завету) спасение человечества должно прийти от Мессии — Божьего Посланника. Поскольку новозаветная история Мессии наиболее всего распространена в западном обществе, то в фильме присутствует и аналоги её основных персонажей: Нео — аналог Христа, Морфеус — аналог Иоанна Предтечи; есть в фильме и свой Иуда.
Развитию этого сюжета свойственно всё, что свойственно всем триллерам: многочисленные погони, искусно поставленные драки и перестрелки, красочные убийства, щекочущие воображение зрителей ситуации, в которых «хэппи-енд» висит на волоске, и прочие атрибуты этого жанра. Все захватывающие сцены сюжета — выражение достижений современной компьютерной графики. И именно они наиболее привлекательны для молодого кинозрителя.
Но всего подобного с избытком и в других триллерах, и потому красочность фильма, все порождения компьютерной графики в нём и прочее не объясняют его необычайной популярности во всем мире. Так может быть кроме красочно поставленного мордобоя в фильме есть и иной — более значимый — смысл, не осознаваемое желание понять который и делает фильм столь популярным; особенно, популярным среди молодежи, которая только еще готовится войти в самостоятельную жизнь?
1Хакер — специалист по обеспечению несанкционированного доступа и работы с информацией, хранящейся в компьютерах, в том числе и через компьютерные сети. (вернуться)