Издательство Ин 10100100010011011  
  101001000100110111001

Новинки:

Где купить книги по Организмике
купить  библиотеки


Юбилей

Антон Павлович Чехов глазами талантливых потомков

Беседу записала Марина Замотина, ответственный секретарь Московской организации Союза писателей России, литературный критик, заслуженный работник культуры России.

Антон Павлович Чехов

17 января 1860 года (по старому стилю) в семье мелкого лавочника Павла Егоровича Чехова в провинциальном Таганроге родился мальчик, которого назвали Антоном.

По новому стилю 29 января 2010 года в нашей стране и за её пределами отмечается 150-летие великого русского писателя Антона Павловича Чехова. В преддверии этого знаменательного юбилея мы встретились с лауреатами Литературной премии имени А. П. Чехова известными детскими поэтами Андреем Александровичем Тюняевым и Сергеем Васильевичем Еремеевым.

Как относиться к Чехову в двадцать первом веке

Сергей Еремеев:

– Новое время – новые песни. И, соответственно, новые книги. Однако приглядитесь к творчеству тех, кому в двадцатом веке и ныне оказывали и оказывают внимание читатели и зрители. Чеховские интонации, чеховские повороты, элементы чеховской философии. Джек Лондон, который в двадцатом столетии входил в число самых издаваемых на планете писателей, не скрывал своего уважения к Чехову и даже называл его в числе своих литературных учителей. Лично меня в Чехове всегда поражала его, если так можно выразиться, «кинематографичность». Читаешь – и всё представляешь воочию. Как в кино! Хотя кино в ту пору не было. Кстати, не из этого ли удивительного свойства таланта Чехова у ряда критиков родилось заблуждение: мол, Антон Павлович Чехов был только регистратором окружающей жизни, бытописателем, хроникёром. А один из маститых литературных приспособленцев советского времени «под настроение» даже отнёс Чехова к разряду писателей «чего изволите?». Ничего подобного! И в новом веке творчество Чехова остаётся великолепным образцом отечественной словесности, а главное – свободного духа образованных и широко мыслящих людей.

Андрей Тюняев:

– Первое и главное в моём отношении к Чехову. В своих произведениях он очень талантливо и весьма глубоко зафиксировал жизнь русского народа того времени. Своего времени. И в этом смысле Чехова можно назвать «русским Бальзаком». Однако у Бальзака – пространные романы, а у Чехова – относительно короткие формы. Но какова глубина! Вот уж воистину: «Краткость сестра таланта».

Второе за меня уже выразил современник Чехова и его издатель А. С. Суворин. Он говорил о чеховском герое Иванове, но это, в сущности, о самом Чехове: «Миросозерцание у него совершенно своё, крепко сложившееся, гуманное, но без сентиментальности, независимое от всяких направлений… Это позволяет ему смотреть прямо в глаза природе и людям и, нимало не лукавя, приветствовать живую жизнь всюду, где она копошится. Ничего отравленного какими-нибудь предвзятыми идеями нет у этого талантливого человека». Кстати, сам я давно обратил внимание на то, что именно свойственная некоторым людям предвзятость даже в нашем компьютерно-реактивном веке тормозит социальное развитие.

Рассказчик Чехов редактировал романиста Толстого

Андрей Тюняев:

– Любой литератор проходит пору ученичества, когда пишет «плохо и просто». У Чехова становление шло невероятно стремительно. Иногда кажется, что он сразу же стал писать «просто и хорошо». Однако на самом деле кропотливая профессиональная работа у литератора, однажды чего-то добившегося и не желающего снижать планку, идёт до тех пор, пока бьётся его сердце. Литературоведы отмечали, что Антон Павлович относился к литературному произведению как к тексту, соответствующему или не соответствующему его представлениям о художественном совершенстве. Известно, что образцом художественного совершенства Чехов считал «Тамань» Михаила Юрьевича Лермонтова.

Сергей Еремеев:

– А вот к произведениям многих других писателей, которые впоследствии стали классиками русской литературы, Антон Павлович Чехов зачастую подходил с карандашом в руках. Есть свидетельства о жесточайшей правке Чеховым произведений Льва Николаевича Толстого. В 1909 году – ещё при жизни Льва Толстого – в «Историческом вестнике» появилось следующее воспоминание о Чехове: «Один знакомый однажды видел у него сочинения Толстого; одну повесть Чехов всю исчертил карандашом и вставками.

- Что это Вы делаете? – спросил он у Чехова.

- Я исправлял повесть Толстого. Мне хотелось показать, как я бы её написал…

Таков Чехов, выступавший с конкретными критическими высказываниями о прозе литературного кумира Тургенева. Таков Чехов, редактировавший сложившегося мастера В. Г. Короленко. Таков Чехов, приучавший к литературной взыскательности молодые таланты своего времени.

В человеке всё должно быть прекрасно

Андрей Тюняев:

– Классики ленинизма широко использовали творчество Чехова для иллюстрации своих идей. И порой искусственно втискивали Чехова в свои опусы, переиначивая то, что реально было в его произведениях. Возьмите глубоко реалистичный и трогательный образ Оленьки из рассказа «Душечка». Это одна из русских женщин своего сословия и своего времени. Я бы даже сказал, что у неё прекрасное женское сердце, не утрачивающее любви к миру и людям, несмотря на все испытания. Однако название сделали нарицательным. «Душечками» стали именовать политических приспособленцев или, в лучшем случае, наивных жертв политики. А зачем?

Сергей Еремеев:

– Для меня удивительно другое. Как Чехову удалось то, что ему удалось? Огромное количество ёмких и прозрачных рассказов. Кропотливая редакторская работа. Почти постоянная врачебная практика. И поистине героическая по тому времени миссия в каторжный край – на остров Сахалин. Как тут не сравнить Чехова с глубоко уважаемыми им самим Пржевальским и Невельским. Чехов был и остаётся знаковой фигурой в мировой литературе. Чехов был и остаётся личностью глобального масштаба. Личностью, утверждавшей своей жизнью, своим творчеством, что в человеке всё должно быть прекрасно.


Ссылки по теме:

на начало