Как правильно купить готовый бизнес


Финансы >> 02.06.2021

Перед тем как инвестировать свои деньги в какой-либо бизнес-проект, нужно убедиться в выгодности данного вложения. Доходный бизнес – это обязательно налаженная технология эксплуатации зданий, помещений, систем, необходимых для обеспечения нормального функционирования производственного процесса, а не только офис с удобным диваном и маркерной доской. Сперва, обратите внимание на количество и значимость активов в производстве той или иной компании.

Что такое активы?

Это экономические ресурсы (имущество) организации, которые должны обладать, как минимум, двумя свойствами:

  • находиться в собственности предприятия;
  • иметь денежную оценку.

Например, производственные помещения, сеть розничных точек, цех, склад – это имущество компании, которое является источником реальной прибыли, соответственно оно существенно повлияет на цену готового бизнеса. Чем выше ценность активов, тем больше стоимость предприятия. Поэтому, нужно понимать, что не целесообразно перекупать бизнес с низкой материальной оценкой активов или без таковых вообще, так как намного выгоднее создавать точно такой же бизнес самому.

Скрытые риски

Исследование конкурентной среды поможет вовремя распознать опасные бренды, которые способны за короткий промежуток времени вытеснить ваш бизнес-проект с рынка. Не менее важный фактор риска – геолокация. Если предприятие сложно найти или до него далеко/долго добираться, то после покупки такого предприятия будет необходим переезд в более доступное место. Так как переезд - дело не из дешевых, необходимо обговорить условие о существенном снижении стоимости данного предприятия, либо отказаться от сделки.

Помните, что финансовое положение компании оценивается только по подтвержденным официальным данным. Освободите себя от будущих долговых обязательств, не заявленных при заключении сделки, путем оформления специального соглашения. Суть соглашения – гарантия отсутствия долгов у второй стороны. Если впоследствии таковые будут выявлены, купленный бизнес не пострадает, а по долгам придется расплачиваться прежним владельцам.

Важно! Документ утрачивает юридическую силу, если соглашение об отсутствии скрытых долгов подписали не все учредители или если отсутствует подпись генерального директора.

Организовать налаженное производство сложно, даже в готовых бизнес-проектах - этот процесс может растянуться от нескольких месяцев до года, также существует множество сложностей, связанных с такого рода куплей-продажей – неточная или ошибочная цена сделки, морока с госорганами, кредиторами, отсутствие гарантий возможной прибыли и т. п. Поэтому, если вы неопытны в сфере бизнеса, задумайтесь о приобретении франшизы.

Что такое франшиза?

Это аренда, не только торговой марки, но и разработанной, проверенной и реально работающей системы ведения бизнеса. При этом франчайзер (продавец франшизы) контролирует франчайзи (покупателя), так как качество работы одной точки влияет на репутацию всего лейбла. Например, международные бренд одежды «H&M», международный журнал «VOGUE», сети магазинов «Пятерочка», «МАГНИТ».

Франчайзер имеет право:

  • штрафовать из-за нарушений установленных норм;
  • изменять нормы и устав для улучшения взаимодействия;
  • прекратить действие договора при нарушении его условий.

Франчайзи имеет право:

  • работать под известным брендом;
  • независимо устанавливать цены на конечный продукт/услугу;
  • применять готовую бизнес-систему;
  • предлагать пути к усовершенствованию данной системы.

Несмотря на все положительные стороны франшизы, стоит обратить внимание на некоторые нюансы:
составляя договор, подумайте о том, что франчайзер, по истечении срока действия договора, имеет право не заключать его повторно. Поэтому, если договор будет иметь срок от 1 года до 2 лет, вы можете попросту не окупить затраты на покупку франшизы.

Обязанности франчайзера:

  • предоставлять франчайзи допуски ко всем внутренним данным, если это необходимо для результативного сотрудничества;
  • консультировать и поддерживать франчайзи, своевременно оказывать помощь в решении трудных задач, связанных с производством;
  • обучать персонал, если в договоре имеется такой пункт;
  • разрабатывать маркетинговые ходы для продвижения бизнеса.

Обязанности франчайзи:

  1. в точности соблюдать установленные нормы производства;
  2. вовремя выполнять обязательства по уплате паушального взноса (единоразовый платеж за право использовать бренд) и роялти (ежемесячный платеж, обычно это составляет 5-10% от оборота);
  3. участвовать в рекламных акциях франчайзера и продуктивно сотрудничать с ним для предоставления качественного сервиса потребителю;
  4. отправлять франчайзеру необходимую информацию и отчеты в установленное договором время;
  5. не заключать с конкурентами франчайзера никаких договоров;
  6. закупаться у франчайзера;
  7. обучать сотрудников, если данная обязанность не возлагается на франчайзера условиями договора;
  8. соблюдать коммерческую тайну.

Первостепенная цель создания любого бизнеса – это получение материальной выгоды (прибыль). В том случае, когда оформляется договор на франшизу, выручка франчайзи полностью зависит от положения франчайзера на рыночном поприще, именно поэтому так важно поддерживать имидж компании, а также соблюдать исполнение всех пунктов договора, чтобы обе стороны могли получить максимальную выгоду от сделки.

Как не ошибиться с выбором франшизы.

Выбирайте сферу деятельности, в которой вы чувствуете себя более уверенно и обязательно обратите внимание на следующие критерии:

  • период существования организации - ее положение тем стабильнее, чем дольше она находится на рынке;
  • темпы роста компании;
  • стоимость франшизы;
  • помощь франчайзера, т. к. юридическая и маркетинговая поддержка — не маловажный критерий.

Покупка франшизы может стать для вас хорошим и выгодным шагом на пути к созданию собственного бизнеса, позволит получить необходимую помощь и доступ к коммерческой тайне известного бренда, но не стоит забывать о том, что все устные договоренности необходимо документировать, в целях безопасности обеих сторон по отношению к реализации их прав и обязанностей. В частности, данный момент касается франчайзера, который старается привлечь различными обещаниями больше франчайзи, но по итогу не исполняет их.

Источник: https://franchise.vse-okna.online/