АНДРЕЙ ТЮНЯЕВ | 10100100010011011 | |
101001000100110111001 |
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент» 12.10.2012 г.
В современном динамично развивающемся обществе каждый человек только и делает, что куда-то стремится, бежит, летит, едет. Нам с вами некогда заниматься изучением собственной истории и культуры. Однако давно уже известно: не изучая прошлого, мы не сможем полностью понять законов настоящего и не одолеем проблему решения своих потребностей в будущем.
Одним из наиболее важных цивилизационных аспектов человеческого общества является обладание специальными знаниями в области производства товаров и продуктов питания. Для древнейшего периода формирования цивилизации – это знания о том, когда и как обрабатывать землю, когда сеять, а также – когда ожидать урожая. И есть люди, которые глубоко погрузились в изучение сего вопроса, посвятили этому предмету не один год своей жизни и добились на этом поприще весьма значительных результатов.
В связи с этим чрезвычайно интересным является изучение проблемы формирования сербского и русского народов, которых некоторые историки причисляют к кочевникам железного века. Такие «ученые» помещают сербов и других южных славян на север, откуда они, якобы, пришли на Балканы лишь в шестом веке новой эры. А русских они проводят прямо противоположным маршрутом: мол, русские в том же шестом веке вышли с Балкан и пришли на просторы современной Москвы. Вот каким образом в двух противоположно направленных миграциях была полностью потеряна и реальная история сербов и южных славян, и русского народа.
В самые бархатные сербские дни, в период летнего солнцестояния, с 21 по 23 сентября 2012 года, в столице Сербии – Белграде состоялась Международная научная конференция «К истокам культуры и науки». Это научное собрание осуществляло свою деятельность на самом востребованном сегодня научном принципе – принципе мультидисциплинарного подхода к изучению конкретной проблемы. А в качестве научной проблемы как раз и был вопрос формирования человеческого общества и его культуры времени неолита, то есть примерно 7 – 8 тысяч лет назад.
При таком подходе ни один из аспектов не должен остаться неучтенным. Среди главных были рассмотрены вопросы возникновения культуры, вопросы перехода древних людей на оседлый образ жизни, а также вопросы формирования человеческих популяций и цивилизаций.
Особый упор был сделан на материалы исследований балканских неолитических культур. Они, безусловно, достойны того, чтобы быть названными полностью. Это – на правом берегу Дуная: Лепенский Вир, Власац, Хайдучка, Воденица, Падина; на левом берегу Дуная: Ветерань, Террассе, Икоана, Разврата, Островул, Банулуй, Скела, Кладовей, Куина Туркулуй; Старчево в Сербии, Кереш в Венгрии и Криш в Румынии и культура Винча в Сербии.
Участники конференции в своих докладах аргументированно показали, что древнейшее мировоззрение эпохи Лепенского Вира уже содержало взгляды на единство человеческого рода, природы и небесного движения. Эти знания породили технологический прогресс, зародивший в эпоху Лепенского Вира и Винчи основы таких наук и знаний, как математика, календарно-астрономические знания, письменность, архитектура, геология, агрономия, право, медицина.
Кроме этого, были доложены результаты исследований, касающихся вопросов становления главных характеристик культуры Лепенского Вира и Винчи. Эта часть работы конференции рассмотрела проблему как с аспекта археологии, классической истории и социологии, так и с учетом комплекса фактического материала точных и естественных наук – математики, медицины, генетики, исследований ДНК, астрономии, физики, горного дела, архитектуры, климатологии, геологии, палеоботаники, агрономии, языкознания, этнологии, теологии, юридических наук и т. д.
Культурная квинтэссенция конференции заключена в мировоззренческом посыле о том, что слово «культура» произошло от сербского и древнерусского слова «коло», которое трансформировано в «kvlv», затем в «cult», «kult», «культ», даже в латыни сохранено, что слово «культура» произошло от слова «collo» – «коло». Мировоззрение древних славян, называвших себя коловены, – это самый древний взгляд на мир и на порядок вещей в нем. Концепция «Все есть коло» была сформирована славянами на основе наблюдений за движением Земли вокруг Солнца и выводов о единстве природы и человека.
Наши предки уже в неолите знали основы математики. Недавние исследования выпускника факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного Университета имени М. В. Ломоносова сербского ученого Милоша Митровича показывают, что фундаментом математики являлся ноль. Уже во время Лепенского Вира и Винчи ноль не был «ничем». Ноль понимали как АЗ – первоисточник, которым считали коло – Солнце. Ноль воплощал вечное воскресение кола.
Поэтому на первых башенных азбучных часах, которые в 1404 году в Москве создал сербский мастер Лазарь Хилендарец, азбучный знак «а», то есть «аз», находился там, где сегодня располагается ноль. Только позже, под влиянием латинских обманов, советские реставраторы, не обладавшие древними знаниями, на древних часах в Суздале и Москве на улице Полянка переместили знак «аз» на место сегодняшней единицы.
Из того самого, древнего мировоззрения наших предков берет свое начало символика Матери-Земли и оттуда же произошли основные науки современности. Например, слово iustitia (то есть юстиция, или правосудие). Русский ученый Николай Рыжков выводит это слово из сербского «устити». В первоисточнике римского права «Законы XII таблиц» субъективное право не было разделено на полномочие и иск (actio). Истец должен был правильно высказать формулу обвинения, чтобы получить «право». Оно, судя по культу коло из Лепенского Вира, формировалось по движению Солнца: «вправо», или «прямо» (по ходу) от Бога (down right), или рус. «правота, правда». В таком мировоззрении сегодняшний истец завтра может стать ответчиком – по ходу коло.
Профессор Срболюб Живанович в своем исследовании показывает, что известный ученый Милое Васич в своем дневнике, хранящемся в народном музее в Белграде, высказал позицию о том, что найденные в Винче знаки являются письмом, и что их необходимо исследовать и систематизировать на основании мультидисциплинарных исследований. На сегодняшний день эта работа далека от завершения, и она испытывает серьезные трудности.
Известная систематизация профессора Радивое Пешича «Винчанское письмо», его использование термина «Винчанская азбука» и сравнение тождественности с этрусским письмом некоторое время игнорировались. Но на симпозиуме Сербской академии наук и искусств в Нови Саде ведущие палеолингвисты мира признали это письмом, хотя и предложили было заменить название «Винчанское письмо» на «Придунайское письмо».
Археологическими исследованиями установлено, что во время существования Винчанской культуры было развито горное дело. Рудна Глава в Восточной Сербии является древнейшим медным рудником в мире. Недавно были открыты следы переработки меди, которыми установлено, что первая металлургия в мире возникла более семи тысячелетий назад на пространстве Винчанской культуры. Рудник цинабарита Шупля Стена на Авале имел большое значение для развития первой торговли, которая уже существовала в неолитическом обществе.
Это, пожалуй, будет интересно даже заядлым скептикам. Можно сколь угодно долго рассуждать о том или ином уровне достижений в древности, но все равно остаться при своих мнениях. А вот когда представляются факты и доказательства, среди которых превалируют данные археологии, то сомнений почти не остается. Их ровно столько, сколько позволяет личное упрямство скептиков.
Даже простое перечисление тем докладов, которые были сделаны на секции «Древнейшие математические и астрономические знания», уже дает понять, что проблема календаря в неолите была нашими предками решена. И решена блестяще. Приведем только названия пленарных докладов: Драголюб Антич: «Календарные знания в палеолите и неолите»; Стеванчевич Милан: «Гелиоцентрическая метеорология: как возникает дождь по догме Аристотеля о конденсации»; Драголюб Антич: «Лунарные календари в палеолите и неолите и их преемственность»; Радмило Петрович: «Солярный культ, культ Матери Земли и календарные знания на Хелмском полуострове»; Драган Яцанович: «Календарные знания, сохраненные в сербской эпической поэзии».
В секции «Первые следы культуры, агрокультуры и энологии в эпоху Лепенского Вира и Винчи» были сделаны свои, крайне интересные доклады. Божидар Митрович: «Как возникло слово «культура», и основные знания многих наук как основание взаимности и преемственности Лепенского Вира и Винчи»; Драголюб Антич: «Природные физические рамки для возникновения первой европейской цивилизации».
В секции «Древняя архитектура Лепенского Вира и Винчи» поднята не только проблема золотого сечения (Педжа Милосавлевич: «Золотое сечение в неолите»), но были исследованы и принципы построения жилищ (Педжа Ристич: «Соха и шестерение в создании жилища Лепенского Вира в форме сектора круга и прения археологов об этом»).
В секции «Возникновение и развитие общества и права» материалами докладов исследователи показали уровень развития юридических знаний в древности: Божидар Митрович: «Древнейшее изображение права в Лепенском Вире и первоначальное значение слова ЮУСТИЦИЯ/IUSTITIA и правильное применение этого значения в процессе оспаривания международных арбитржных решений в России»; Радомир Джорджевич: «Законник с обелиска из Ксантоса» и др.
В секции «Древняя медицина и современные медицинские открытия о древностях» основные доклады были сделаны на фоне генетических построений. Это касается и доклада Срболюба Живановича «Генетико-антропологические исследования Лепенского Вира и Винчи», и, в большей степени, доклада выдающегося ученого из США Анатолия Клесова «ДНК-генеалогия предков славян со времен Лепенского Вира и Винчи».
С развитием древнего общества, древних знаний об астрономии, календарях, математике и архитектуре переход к возникновению письменности кажется вполне логичным и вполне разумным. Доклады, сделанные в секции «Возникновение и распространение первой письменности», были этому и посвящены: Весна Пешич сделала доклад «Винчанское письмо Радивое Пешича», Йован Деретич – «Пути распространения первой европейской письменности». Томе Бошевски и Аристотел Тентов рассмотрели вопрос «Связи винчанской/финикийской письменности с письменами Розеттского камня», а Павел Серафимов и Джанкарло Томеццоли выдали «Доказательства раннего присутствия славян на Минойском Крите/Новое азбучное прочтение линейного А письма». О развитии неолитических культур наших предков в контексте сегодняшней конференции ярко говорит и название секции – «Древнее горное дело и металлургия», и названия докладов – например, Душко Шливар: «Древнее горное дело и металлургия на Балканах».
Для тех, кого интересуют вопросы преемственности цивилизации Винча в современном мире, ее вектор развития и основания для отождествления этой цивилизации с нашими предками, работала специальная секция «Непрерывность винчанской культуры и цивилизации», где были сделаны свои, крайне интересные доклады. Например, Слободан Ярчевич: «Реконструкция источника Илиады Гомера на основании десетераца (сербского десятисложника)»; Милутин Ячимович: «Шкодер, сербская древняя столица как вероятное место Трои Гомера» и др.
Доклады участников конференции организаторами включены в монографию, дополненную и другими материалами. Выход монографии в свет предусмотрен после конференции, а к началу конференции авторы докладов и другие участники получили все рабочие тексты на компакт-диске.
Научная программа конференции была организована так, что 21 сентября в конгресс-центре «Савва» – самом крупном выставочном центре столицы Сербии Белграда – состоялось пленарное заседание. На следующий день, 22 сентября, конференция продолжилась в Торжественном зале Белградского университета, работали секции по нескольким направлениям. А 23 сентября состоялось выездное заседание конференции. В этот день участники мероприятия посетили места археологических раскопок на археологических памятниках Винча и Лепенский Вир.
Организаторы Организаторами конференции выступили Министерство диаспоры Сербии – Совет по вопросам статуса сербской диаспоры, Объединение Сербов (Москва), Сербское землячество (Москва), Общественная организация за сохранение неолитической культуры Винча (Белград), Общественная организация «Милутин Миланкович», Общественная организация по защите азбуки «Кириллица» (Белград) и Издательство «Коло Вения» (Белград).
В научный совет конференции вошли видные ученые из нескольких стран: академик Сербской академии наук и искусств (председатель) Йович Видойко (ученый секретарь, Сербия) Драголюб Антич (Сербия), Джордже Янкович (Сербия), Драган Яцанович (Сербия), Радмило Петрович (Сербия), Ненад Тасич (Сербия), Джанкарло Томеццоли (Италия), Томе Бошевски (Сербия), Аристотел Тентов (Сербия), Андрей Александрович Тюняев (Россия), Анатолий Алексеевич Клесов (США), Душко Шливар (Сербия), Ясмина Вуйич (Сербия), Божидар Митрович (Сербия), Организационный комитет: Божидар Митрович, председатель, Слободан Добрич, заместитель председателя, Миодраг Койич, помощник председателя, Драголюб Антич, научный секретарь, Сава Росич, доктор Димитрийе Росич, Зоран Матович, Славко Максимович, Миломир Стошкович, Милош Ђошан, Ясмина Мавренович, Срджан Стоянчев, Даринка Даца Паунович, Бранко Стефанович, Дияна Деветак.
Кроме научной, была реализована обширная культурная программа. 21 сентября участники конференции присутствовали на ежегодном астрономическом явлении – дне осеннего равноденствия. С 18 часов по 18 часов 37 минут со смотровых площадок Кремля Калемегдан собравшиеся наблюдали за заходом Солнца. Звучали древние песни, играли фруламы, присутствовало хорошее вино, ароматная медовуха и праздничная еда. Участники конференции моделировали древнюю ситуацию: в эпоху Лепенского вира врачи были кем-то вроде сегодняшних первосвященников.
На следующий день, 22 сентября, в 19.30 на улице Князя Михаила состоялась акция «Сделаем самый большой хоровод», в ней приняли участие хороводные ансамбли славян. А 23 сентября с 6.27 состоялась заключительная фаза праздника осеннего солнцестояния – винчанское поздравление Солнца. Оно началось в Винче и продолжилось в Лепенском Вире.
24 сентября в галерее «Прогресс», расположенной на улице Князя Михаила, состоялась выставка «Непрерывность искусства Лепенского Вира и Винчи». Были продемонстрированы подлинники артефактов, их реплики, а также гонение «древностей» и современное искусство.
Словно икру, автобус «выметал» участников конференции на живописном берегу великой реки Дунай. Мы прошлись немного и завернули за край холма. Нашему взгляду открылась обширная асфальтированная площадка, на которой уже собрались музыканты и танцоры местного фольклорного ансамбля. Чуть выше по холму возвышалась табличка с надписью «Археологический памятник Винча», а к самому памятнику вверх, на холм, уводила белая ступенчатая дорожка.
А на холме нас встретил доктор Драган Янкович – хранитель музея «Археологический памятник Винча». Он с видом заботливого хозяина провёл нас по периметру раскопа и объяснил, что вот уже два года этот великий памятник находится в консервации, вместо того чтобы для научного мира быть поставщиком ценнейших сведений об истоках цивилизации. Это и понятно: современные учёные по своим религиозным убеждениям (которых у них, якобы, нет) предпочитают поступать так, как высмеяно в известном анекдоте: искать там, где светлее, а не там, где искомое действительно есть.
Драган Янкович прочёл нам небольшую лекцию и ознакомил с экспозиций (музей открыли после реконструкции прямо перед нашим приездом). Мне удалось обсудить с доктором Драганом некоторые аспекты моих исследований. А именно, о существовании уже в неолите торговых путей, пролегавших по территории Сербии и уходивших в Древнейшую Русь и далее. Господин Янкович подтвердил мои положения и сообщил, что все археологические факты, добытые на памятнике Винча, показывают и наличие торговых отношений, и путей, и наличие астрономических и календарных знаний, и существование денег и письменных знаков, которыми помечали товары или иные предметы обихода.
Российская делегация с удовольствием посетила «Русский дом» – это российский центр науки и культуры в Белграде, один из 44 российских культурных центров, действующих сегодня в различных странах мира. Директор «Русского дома» Михаил Геннадьевич Денисов, человек радушный и доброжелательный, рассказал нам историю «Русского дома» и немного остановился на сегодняшних политических реалиях.