Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Энциклопедия свастических символов

«Засеянное поле» – древнейший славянский религиозный символ плодородия

Тюняев Андрей Александрович, президент Академии фундаментальных наук,
руководитель сектора Исторической символики Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации АФН и РАЕН,
действительный член Российской академии естественных наук,
основоположник новой фундаментальной науки «Организмика»

Свастика-Засеянное поле

«Засеянное поле». К наиболее древним (с 4-го тыс. до н.э.) славянским знакам абстрактного типа, именуемого нами в данной работе общим названием «свастические символы», относится свастический знак «Засеянное поле».

Для определения его древности и символического назначения мы, как предложил Б.А. Рыбаков, используем

«народное искусство или такие комплексы, в состав которых входят орнамент или другие изобразительные материалы. В этих случаях мы можем обратиться к археологии, от которой вправе ожидать более точного хронологического определения времени первичного появления того или иного сюжета. Только сочетание данных этнографии и археологии может дать нам хронологическую амплитуду начала и конца тех или иных явлений» [55].

Известно, одним из символьных архетипов является ромб и, более того, он составляет (наряду с другими геометрическими фигурами – кругом, квадратом, крестом) основу общечеловеческой символики. При этом согласно теории коллективного подсознания швейцарского психолога Карла Густава Юнга, самые глубокие уровни человеческого подсознания содержат унаследованные образы «коллективного бессознательного», или архетипы – древнейшие общечеловеческие идеи и символы, для всех культур ставшие основой мифов, народного и традиционного искусства [56, 57].

Ориентируясь на подобный подход, мы можем произвести

«при помощи этнографических загадок (взятых из большого числа им подобных) три хронологических зондажа в археологическую глубину тысячелетий. Объекты должны быть выбраны из области изображений, так или иначе связанных с ритуальной стороной народного быта. Первым примером для нас послужит один устойчивый элемент узора свадебного наряда невесты; вторым – один из загадочных сюжетов на пасхальных яйцах-писанках; третьим примером будет широчайшим образом распространенный ромбический узор на полотенцах, являющихся, как известно, предметом ритуальным» [55].

Для начала знак «Засеянное поле» мы идентифицируем в русской вышивке –

«на свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора – фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками» [55].

Б.А. Рыбаков назвал эту композицию ромбо-точечной, мы же в контексте нашего исследования будем именовать её «Засеянным полем», что, по нашему мнению, ближе к истинному её названию и точнее отражает функциональность, ритуальность и магичественность этого знака.

Связь «Засеянного поля»

«со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» [55].

«Мы знаем, как тесно магия плодородия полей переплетена с магией человеческого плодородия» [58, стр. 28, 29, 31, рис. 7 и 8, 13]. Поэтому как иллюстрацию плодовитости живого существа, например, в античное время знак «Засеянное поле» мы встречаем, например, и на греческих сосудах разных эпох. Ромбы с точками изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических крылатых зверей. Иногда ромбо-точечная композиция превращается в своеобразную свастику с меандровыми завитками; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века [59, p. 194; 60, стр. 64, 86, 97].

Возможно, весомую часть оснований в формировании графического исполнения символа «Засеянное поле» дал сам человек – у человека анатомическая область, расположенная между верхушкой копчика сзади, вершиной подлобкового угла, или дуги, спереди и седалищными буграми снаружи, называемая промежность, имеет форму ромба; линией, соединяющей седалищные бугры, делится на 2 треугольника: передний – мочеполовой, через который проходят мочеиспускательный канал и влагалище у женщин и мочеиспускательный канал у мужчин, и задний (анальный), через который проходит прямая кишка (прототип Ханаана – Кан-Кун + Ан-Анус, см. п. 2.1. гл. XI). Что также однозначно говорит и о половой, и о родовой продуктивности.

Трипольские находки женских фигурок изображают

«стройных дев с едва обозначенной грудью, но нередко с признаками начинающейся беременности. Это – та же идея семени, новой зарождающейся жизни, но выраженная в иной форме. На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна, то небольшой бугорок, обозначающий беременность, то изображение растения (колоса?). Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком из четырех квадратов, с точками в каждом из них (символ поля с семенами?)» [55].

Как иллюстрацию плодородия в свадебном обряде по материалам Брянской области (села Вщиж, Токареве. Дядьковичи, Спинка, Овстуг и др.) Б.А. Рыбаков проследил закономерность вышивания знаков «Засеянное поле» только на свадебной паневе, которую невеста готовила себе к венцу и носила ее в первый год замужества. При этом на детских или «старушецких» паневах, которые отличались бедностью орнаментации, этот знак никогда не вышивали.

В вышивке, используемой на женских рубахах установлено точно такое же возрастное разграничение: крупные узоры, выполненные из знака «Засеянное поле», украшают предплечья только на рубахах молодых женщин и не встречаются ни на детских, ни на старушечьих [55].

Знак «Засеянное поле» в этнографическом материале встречается также на прялках, которые, как известно, часто являлись свадебным подарком жениха невесте. И здесь ромбо-точечный знак символизирует землю, пашню, расположенную между полдневным и «ночным», подземным солнцем [61, табл. 51; 62].

Географическое распространение «Засеянного поля» очень широко. В украшении женских одежд, поясов и головных уборов мы встречаем этот символ на всём русском Севере (Архангельск, Вологда), у западных и южных великорусов (Смоленск, Рязань, Брянск), у украинцев (Киев, Чернигов, Карпаты), у белорусов, а также у карел, марийцев, удмуртов, коми-зырян, эстонцев, немцев и у западных славян [63, т. III, рис. 199, 204, 205, 214; 64, табл. XXXIV, LXX, LXXII, LXXIII; 65, табл. 9, рис. 2; табл. 13, рис. 2; 66, табл. IV, XVI, XVII, XIX; 67, рис. 142; 68, рис. 60; 69, табл. XXX, XXXVII, XLIII; 70, с. 82, рис. 64в, 69; 71, табл. XXVI, XXIX; 72; 73, fig. 26; 74; 75, s. 909, fig. 134 - 136].

Весомый пласт археологических находок со знаком «Засеянное поле» относится к домонгольской Руси. Этот знак мы найдем и на тканях из курганных погребений близ Чернигова и Смоленска, орнаментированных сплошным узором из ромбов с точками, и на различных ювелирных изделиях [76, стр. 405, рис. 195].

Совпадений этнографического материала с археологическими данными 11 - 13 вв. очень много, и они нас уже не удивляют, так как на ряде примеров, приводимых в «Слове об идолах», мы убедились в прямой связи традиций на этом восьмисотлетнем отрезке времени.

В эллинистическое время знак «Засеянное поле» встречается на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов [77, стр. 6, рис. 5 и 6], на которых

«крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса» [55].

Этот же знак мы встречаем у скифов Причерноморья. На территории Золотой Балки, поселения 2-го века до н.э. – 2-го века н.э., на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга. Что в целом дает типичную схему знака «Засеянное поле» [78, стр. 209, рис. 86]. Этот же знак находим и в бронзовом веке, например, на сосудах вучедольской культуры в Словении [79, стр. 14, рис. 14; стр. 15, рис. 10 и 15].

Б.А. Рыбаков приходит к следующему заключению:

«даже эти разрозненные примеры, количество которых, впрочем, можно значительно увеличить, убеждают нас в устойчивом, древнем бытовании нашего знака. Семантика его не выходит за рамки магии плодородия: свадебная одежда, плоды земли, половая сила. Двигаясь в своем ретроспективном пути еще далее, в более ранние эпохи, мы достигаем земледельцев энеолита и неолита. Ромбо-точечную композицию, как в ее полной классической форме, так и в сокращенном варианте (только ромбы или один ромб с точкой), мы находим в Триполье. В 1965 г. мне пришлось писать по поводу известных трипольских женских глиняных фигурок следующее: «Обилие женских статуэток давно уже получило истолкование как проявление культа божеств плодородия. Особый интерес представляют изученные С. Н. Бибиковым глиняные фигурки с зернами пшеницы в составе глины, относящиеся к раннему этапу трипольской культуры. Прежде чем лепить фигурку божества плодородия, глину замешивали на зернах (и муке?), выражая тем самым всю суть своих пожеланий. С. Н. Бибиков очень остроумно приурочил изготовление таких фигурок к новогоднему циклу заклинательных земледельческих обрядов» [80, стр. 135]. Идея зерна, семени как начала новой жизни пронизывает всю трипольскую пластику среднего и позднего периодов» [55].

А.К. Амброз, опубликовавший в 1965 году статью о трипольской культуре, назвал знак «Засеянное поле» «шашечным ромбом» и признал, что это «скорее всего знак земли-почвы, обработанной для посева… точки могли изображать семена» [81, стр. 11, 12]. В сводной таблице на рис. 2 А.К. Амброз дал 76 вариантов «ромба с крючками», признав ромбо-точечную композицию «идеограммой засеянного поля». Однако А.К. Амброз не сослался при этом на более ранние работы Б.А. Рыбакова [82, стр. 11 – 13; 83, стр. 51 – 52; 84], «где обосновывается этот тезис», но только чтобы показать «конвергентность мысли и тем самым укрепить тезис о ромбо-точечном узоре как об идеограмме поля, засеянной нивы» [55].

Символ «Засеянное поле», выраженный «четвертованием» ромба-поля-пространства, плотно вжился в многотысячелетнее сознание славян, применяясь к самым насущным понятиям. Например,

«четверть ж. четвертая доля, часть чего. Как мера длины, четверть значит четверть аршина, пядень, 4 вершка. Как мера сыпучего, особ. хлеба: четвертая доля старинной кади, окова, две осьмины или 8 четвериков, мер, или 64 гарнца; куль. Стар. мера земли; была не везде и не всегда одинакова: 40 саж. длины и 30 саж. шир. (Карамзин); полдесятины, а в трех полях, полторы десятины (межв. инструкция 1766). Мера земли: четверть десятины. Четверичный, чешск. квадратный, круглый, четыреугольный, могло бы удобно быть нами принято. Четвертак, четвертачок, серебряная монета в четверть рубля, 25 коп., полуполтинник. Четвертак радужной, сотенной, 25 рублей. Вор. степная земля, целина, паханая в четвертый раз. Четверть хлебная или поземельная. С чети пашни имется… по четверику ржи, стар. Четца ж. стар. четь, четверть» [37].

Старинное слово «четь» особенно интересно, поскольку по его трансформации мы можем наблюдать образование слова «четверть» – «четь» + «верть» (вертеть). Если смотреть на графику знака «Засеянное поле», то можно легко обнаружить: как его не «верти», всё одно будет. Слово «Четь» в русском языке означает «Чрево, творящее» (по отношению к земле – земля, дающая) [54].

«Засеянное поле» – символ четырёх сторон света

Археологическими данными прослеживается ещё одна сторона символизма знака «Засеянное поле» – принцип четырёх сторон света. И этот принцип появляется впервые в керамике трипольских земледельческих племен энеолита – узловые знаки орнамента изображались на боках сосудов таким образом, что они смотрели «на все четыре стороны».

Отметим особо тот факт, что трипольские четырехчастные жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света. Внимание к четырем сторонам света видно в той тщательности, с которой ориентировали трипольцы среднего периода свои жертвенники [86, стр. 82 – 83, рис. 38 а]. Исполнение такой ориентации строго выдерживалось даже если это направление резко расходилось с ориентировкой стен дома [55]. Отражение такого способа ориентации сохранилось в русских славянских словах и выражениях:

«четыре части света, а ныне пять. Четыре стихии древних. Дом о четырех углах. Пошел на все четыре стороны. Четыре страны света. Четырем ветрам кланялся. Без четырех углов изба не рубится. Четыре страны света на четырех морях положены. Четыре угла дома на построение, четыре времени года на совершение. Четыре стены на четыре стороны. Четырехбокая русская печь. Четырепольное хозяйство наше. Четверочастный город. Четвероякий, на четыре лада, порядка» [37].

Здесь следует проследить влияние славянской культуры на зачатие и становление египетской. Трипольская культура датирована 6 – 3 тыс. до н.э. [5]. И трипольцы жили, особенно в поздний период, в энеолитических городах, насчитывавших до 20 – 24 тыс. обитателей, что говорит об обязательном социальном расслоении общества с выделением в его среде царей [85]. Трипольцы были искусными строителями, их постройки включали несколько этажей, имели над входом балкон [15, стр. 248]. Огромные (относительно тогдашнего населения Земли) города славян-трипольцев обнаружены на Уманщине и занимают по 400 Га (Тальянки), 300 Га (Майданецкое), 250 Га (Доброводы) [15, с. 240, 300]. В Египте находим, что

«практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы: 1) в египетских росписях, изображающих ливийцев-кихну конца II – начала I тысячелетия до н.э., живших у западных границ Египта, т.е. в Восточной Сахаре…» [87].
При этом люди атланто-балтийской расы (атлантический тип) европеоидов распространены на территории Великобритании, скандинавских стран, Латвии и Эстонии и являются носителями балтийских языков, в настоящее время близкородственных славянским [46], а около 5-го тыс. составлявших один язык. Отсюда становится понятно: чьё влияние испытали т.н. египтяне при строительстве пирамид – эти гробницы древнеегипетских фараонов Древних и Средних царств были построены лишь около 2800 – около 1700 до н.э. [88, 89].

В славянской трипольской культуре

«крестообразны были не только жертвенники – знак четырехконечного креста вписывался в солнечный диск; крестообразно располагались четыре листа в орнаменте, четыре солнца на сосуде и т. д. Число четыре занимает очень важное место в трипольском орнаменте, но не столько само по себе, сколько в качестве обозначения четырех направлений. Судя по данным языка, в это время уже сформировались понятия «впереди», «позади», «налево», «направо» и, очевидно, определились понятия «юг» и «север», «восток» и «запад». Вполне понятно, почему мысль трипольских художников постоянно возвращалась к четырехчастной композиции, к распределению главных элементов орнамента по «всем четырем сторонам»: ведь для земледельца эти четыре направления были не только сторонами света – полуднем, полночью, заходом и восходом, но и сторонами его прямоугольного поля. Поле вспахивалось в двух направлениях (борозда в одну сторону, борозда в противоположную сторону), а затем боронилось в двух направлениях, нередко перпендикулярных бороздам. Так ежедневный ритм основной земледельческой работы создавал представление о движении» [55].
В слове «боронить» заключен древний русский смысл, отражающий четырёхчастную систему, – перечить, действовать поперёк [37].

При возделывании полей, при формировании городов и жилищ четырёхчастный славянский принцип спаялся с символикой плодородия, выразившись в названиях, касающихся деления земли – основного поставщика достатка и богатства:

«четверть – стар. область, округ, и место, заведывавшее им. Новгородская, Устюжская четверть. Четвертые селенья, тамб. владеющие землей по четвертному праву, без крепостей, по преданью, хотя на полном праве собственности. Четвертные доходы, стар. с четверти, в значении округа» [37].

«Родившись в представлениях энеолитических земледельцев, принцип четырехкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до близкого нам времени. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою «со всех четырех сторон» и т.п. Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира, и не удивительна долговечность как самих представлений, так и тех графических форм, в которые древние земледельцы сумели облечь свои новые понятия о пространстве» [55].

«Засеянное поле» – славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры

«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожениц»» [55].

Символ «Засеянное поле» мы встречаем также в иудохристианстве – на средневековой церковной живописи, на тех убрусах, которые изображались на стенах храмов ниже сюжетной фресковой росписи, непосредственно над полом; на изображениях скатертей, например, тайная вечеря, трапеза Авраама.

Символ «Засеянное поле» образует крестовидная композиция дробницы 12 – 13 вв. с перегородчатой эмалью: в центре её изображены четыре квадратика с точками, а на лопастях креста – четыре символических значка первого ростка прорастающего семени.

Наследие «Засеянного поля» в современной магии

Получившие «в наследие» славянские божественные знания иудохристиане с великим трудом осваивали их. Однако этот процесс не привёл «наследников» к правильному результату – они лишь погрязли в «хитросплетениях» каббалы, постепенно присвоив себе славянскую мудрость на том основании, что они, иудохристиане, много над ней думали. Думы – думами, а результат, что называется на лицо (см. п. 5.1.2.2.1.1. гл. VI). Не в силах постичь славянскую мудрость, иудохристиане – дети «сынов божьих» (славян, пришедших в Египет) и «дочерей человеческих» (негроидов и монголоидов, обитавших в Египте) [45] – присваивали славянским символам всякие несвойственные им качества, «лепили» знаки, куда ни попадя.

Одной из таких трансформаций подвергся и славянский исконный символ «Засеянное поле», ставший в современной магии «Магическим квадратом». Маги теперь пишут на сторонах и внутренних линиях квадрата цифры так, чтобы суммы их равнялись друг другу (математика строительства исследована в [90]). И это, по их мнению, выражает космический принцип миропорядка и иллюстрирует законы онтологической симметрии, позволяя постигать присутствие рационального начала в мироздании.

Четырёхчастная славянская система миропонимания, отражённая в «Засеянном поле», полностью сохраняется и в современных магических квадратах. Например, в наиболее известном их них – великом квадрате «Сатор» – заключённый в нём текст «Sator Arepo Tenet Opera Rotas» сформирован так, что одинаково читается по всем четырем направлениям. Перевод названия квадрата «Сатор», хоть и даётся с латинского, но приводит нас именно к славянскому символу «Засеянное поле» (4 тыс. до н.э.), так как в латинском языке (3 в. до н.э.), образованном из общеславянского (ранее 3 тыс. до н.э.) через фракийский (со 2 тыс. до н.э.), именуется – «Сеятель».

Поэтому и места его нанесения те же – его обнаруживают на стенах дворцов и храмов античных Рима и Помпеи, христианских церквах, Библиях, сосудах для питья. На Руси квадрат «Сатор-Сеятель» писался на т.н. кириллице и, как свидетельствовал И.П. Сахаров, он назывался «заклинательной песнью над духами».

Символика квадрата «Сатор-Сеятель» сохранялась в старообрядческой Выговской общине, которые, опять-таки, как и в случае с символом «Звезда Велеса» (см. п. 5.2.1. гл. VI), определяли магический квадрат на хозяйский, по отношению к иудохристианам, иудейский манер – «печать премудрого царя Соломона» (Сол – солнце, Мон, moon - луна).

Таким образом, в умах несведущих в славянском символизме почитателей культа евреев-кочевников «печать Соломона» отпечаталась уже в третий раз и в третьем своём изображении: пентаграмма, гексаграмма и вот теперь квадрат.

Соломона впору уже называть «Великим чертёжником». Хотя в этом будет значительная доля правды, поскольку и эта разновидность «печати» пришла к иудохристианам через Иран из Индии. Куда, как известно, попала с переселенцами славянами в 3-м тыс. до н.э.

Круговая и клеточная символические матрицы

В работе [54] представлены символы славянских богов, вписанные в круговую матрицу. Эти символы получаются путём деления окружности на равные части, число которых соответствует числу конкретного бога. Полученные на окружности точки, соединяют непрерывной линией так, чтобы получилась n-конечная звезда: 5-конечная – звезда Ярилы, 7-конечная – звезда Семаргла, 8-конечная – звезда Сварога, 9-конечная – звезда Инглии и т.д. Исключение составляет только одна звезда – звезда Велеса. Для её начертания приходится отрывать руку и рисовать два треугольника, зеркально расположенных друг к другу. Поэтому эта звезда символизирует обман (см. п. 5.2.1 гл. VI), которому следует иудохристианская (иудейская, христианская и исламская) паствы.

При переводе славянского символизма из круговой матрицы в клеточную смыслы символов сохраняются. В том числе и в каббалистическом учении. В числовом квадрате с трёхклеточными сторонами (Сатурн) через сложение верхнего и правого ряда цифр, дающего в сумме 28, содержится информация о длительности лунного цикла. Расположение считаемых граней этого квадрата, после его наклона вправо (правило изображения знака «Засеянное поле» – как ромба), даёт нам символ «Луна». Такой квадрат используется в арабском мире.

Квадрат с четырехклеточными сторонами относится к Юпитеру. Квадрат с пятиклеточными сторонами является архетипом Марса – славянского бога Ярилы, чьё число «5», и звезда Ярилы тоже имеет пять лучей. Олицетворяет воинственность.

Самый интересный квадрат – с шестиклеточными сторонами. Он символизирует Солнце. Поэтому в иудохристианстве – религии Нави-Смерти – именно этот квадрат выставлен символом иудохристианского Апокалипсиса. Сумма содержащихся в нём цифр равняется – 666 [39, 91, 92]. А квадрат с семиклеточными сторонами соотносится с Венерой – прародительницей белой расы – расы богов-славян, несовпадающей с человеками-иудеями-монголоидами-негроидами [93, 94, 95]. Хотя причины такого несовпадения пока не ясны.

Изображения, в которых использован символ «Засеянное поле»:

Ковёр из Центральной Америки
Ковёр из Центральной Америки.
Ковчег завета
Ковчег завета [4].
Трипольские статуэтки со знаками Засеянного Поля
Трипольские статуэтки со знаками Засеянного Поля.

Ссылки по теме:

на начало