Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Истинная история Руси. Даты. Сейчас 32.514 год по летоисчислению славян.

Впервые на Земле. Историко-просветительский проект АФН.


Рушник Удальцовой из Тульской области начала 20 века

Т. Блинова

Рушник принадлежал Удальцовой Екатерине (1906 – 1970) из села Зеленино Тульской области. Приобретен у родственницы в ветхом состоянии.

Рушник представляет собой домотканое полотно 241 х 35,5 см. с красно-чёрной вышивкой крестом. Фабричная кисея утрачена. Замена произведена собирателем.

Классический восточнославянский рушник имеет на двух своих концах одинаковые узоры. Эти дублеты не несут смысловой нагрузки и играют чисто эстетическую роль. Поэтому полотенце, сложенное по широтной оси симметрии мы можем рассматривать как единое семантическое целое.

Рушник Удальцовой составной, то есть, собран из нескольких кусков материи. Такой приём декора достаточно широко применялся в народном творчестве, но в большинстве случаев он не был знаковым по отношению к теме вышивки, но только показателем рачительности и художественного вкуса хозяйки. Возможно, рассматриваемый рушник является исключением из этого правила. Его составность, как будет показано далее, играет важную роль в прочтении изображённого сообщения.

Нижняя меньшая часть по сравнению с большей имеет как бы только широтное измерение изображений, которые дублируются по горизонтали, тогда как верхняя часть взметнулась ввысь несколькими ярусами изящной вышивки. Этот эффект достигается тем, что нижняя часть отрезана от верхней, и они вновь соединены кружевом. Если бы мастерица не использовала этот приём и оставила холст целым, то изобразительными средствами было бы значительно сложнее подчеркнуть отдельность и горизонтальность нижней части. Взгляд наблюдателя скользил бы вверх-вниз, а потом справа налево и, наоборот, по каждой «строчке», выделив более крупную середину, а не низ.

Выделение нижней части путём отделения сделано явно намеренно. Что бы понять, для чего это сделано, необходимо разобраться, что собственно изображено на рушнике.

Начнём исследование семантики этой вышивки с самого верха основной части.

Условно примем два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд. Всего семь рядов. Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.

Известно, что петушки, птицы в русских вышивках, маркируют небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо – синонимом слова «рай», а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Следовательно, ниже на рушнике изображены все остальные небеса.

Шестой ряд украшен мелкими четырёхлучевыми «снежинками». Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение «частых звёзд». В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала «…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды». Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.

Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне «частых звёзд». На русском севере подобные вышивки, напоминающие рожающую женщину, назывались онежскими мастерицами «Праматери» [1]. Учёные-этнографы называют подобные изображения то «женщиной-вазоном», то «змееногой богиней», то «рожаницей». Исследователи сходятся в одном – это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напоминают отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях. Например, в величании Масленицы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза «трёх матерей дочка». Расшифровку этому дает «Голубиная книга»:

«Первая мать – Пресвятая Богородица,
Вторая мать – сыра Земля,
Третья мать – кая скорбь приняла».

Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери, средняя из которых Мать-Сыра-Земля в её божественной, небесной ипостаси.

Третья мать по тексту это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово «лада». Небесная богиня Лада является покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью-Землёй.

В официальном древнерусском славянском пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным это Макошь – мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.

Итак, три Великих Праматери: Макошь, Мать-Сыра-Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх «низших» небес чёткой границей-линией. Именно их присутствие позволяет нам утверждать то, что эта Вселенная – славянская.

На четвёртом небе мы видим три крупные розетки. Давно установлено, что подобные фигуры на вышивках являются изображением солнца. Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

На третьем небе находятся четыре четырёхлепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест «на все четыре стороны». Это настойчивое повторение «четвёрки» и более мелкий масштаб по сравнению с солярными знаками наводят на мысль о четырёх фазах луны. То, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково, возможно, свидетельствует, что вышивальщица могла и не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны. А отметила только тот факт, что они есть и их четыре. Показав этим своё представление о цикличности времени.

На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных «растительных» богинь с пятого неба. Их множественность, «приземлённость» и мажорный настрой позволяет предположить, что это берегини.

Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине «твердь небесная» с запасами небесной влаги.

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля. Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.

На ней мы видим две мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Из розеток торчат опять-таки «на все четыре стороны» гвоздики или васильки. Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья. И всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле, колосья – некую злаковую культуру. Известно, что на пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во ржи – васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь. Известно, с древнейших времён возделывание ржи являлось особенностью славянских племён, отличительной от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.

Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, славянскую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.

Направленность этой вселенной несколько феминистическая: если на земле царят мужчины, то на небесах антропоморфно изображены только женщины.

Нас не должно смущать то, что вселенная, изображённая на этом рушнике не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок. Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой

«достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянство являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований» [2].

Интересно, что схема Вселенной на данном рушнике во многом перекликается с концептуальной схемой мироздания реконструируемой по текстам «Ригведы» – «древнейшего памятника арийской культуры Индии» [3, с. 5] (арии есть славянские племена [7] – ред.), семантика которых всесторонне исследована в книге Б.Л. Огибенина «Структура мифологических текстов «Ригведы»». Выявляется ещё одно напоминание о единых корнях и общей направленности развития мифотворчества индоевропейских народов.

Например, «для ведийской вселенной характерно трёхчленное деление космического пространства (выделяются следующие зоны вселенной – земля, воздушное пространство, небо, или небесный свод; далее, каждая из трёх зон в свою очередь может быть подвергнута… делению)» (3, с. 13). Наш рушник может служить иллюстрацией этих представлений.

«По ведийским представлениям, организованной… вселенной противостоит неорганизованный мир, характеризуемый, в частности, тем, что земля и небо составляют единое целое, в то время как созданная и организованная вселенная состоит из такого пространства, на полюсах которого находятся небесный свод и земля» (3, с. 14).

На нашем рушнике Небо и Земля разделены самым радикальным способом – отрезаны друг от друга и разведены вверх и вниз полоской кружева, постоянным эпитетом которого, между прочим, является слово «воздушное».

«…Важная характеристика организованной вселенной – наличие пространства (в вертикальном направлении), необходимого для её существования… Таким образом, элементарный космогонический акт должен строится как действие, направленное на отделение неба от земли и на создание (установление), посредствующего члена, занимающего центральное положение в структуре вселенной, основной функцией которого является сохранение данного статуса упорядоченной ведийской вселенной и тем самым – соединение двух основных её членов» (3, с. 15).

Автор рушника как бы повторил акт космогонии, разрезав полотнище и соединив нитями кружева две противоположности. «…Укрепил Небо и Землю, породил солнце и утреннюю зарю, ловкий мастер» (3, с. 23). Этот фрагмент ведийского гимна создателю с полным правом можно адресовать и автору нашего рушника.

«В исследовании Я. Гонды, посвящённом Вишну убедительно показано, что его «три шага» связаны со становлением вселенной. В символизме «трёх шагов» следует видеть метафорическое описание прохождения Вишну трёх космических зон и создание пространства, являющегося одной из существенных характеристик ведийской вселенной» (3, с. 26).

«Индра-Вишну, это ваше деяние достойно удивления: в опьянении сомой вы оба шагнули широко. Вы сотворили широкое пространство, вы расширили пространство, отделяющее Небо от Земли для жизни…» (3, с.26).

«Опьянённая» удовольствием, доставляемым этой работой, русская крестьянка создавала этот рушник самозабвенно, в творческом экстазе. Это видно по тому, как точно рассчитана композиция, строго выдержан колорит, как тонко выполнена вышивка – это требует полного ухода, погружения в тему.

«По ту сторону этого пространства, Неба… ты сделал Землю противовесом…» (3, с. 32). Здесь использована символика нити, соединяющей оба мира, причём символика эта многозначна – могут быть нити дождя, лучи солнца или луны и даже мысли мудрецов. Земля на рушнике действительно висит на нитях противовесом к Небу.

«Когда ты вытянул (расширил) основание (землю) ты с силой установил неподвижное (воздушное) пространство…» (3, с. 34). На рушнике Земля так же расширена в стороны повторами клише, и воздушное пространство установлено, а не изображено, не вышито, подобно другим объектам космогонии в данном изделии.

Предложенная Огибениным «семантическая модель ведийской мифологии основывается на трёх бинарных противопоставлениях: «созданная (организованная) вселенная – несозданная (неорганизованная) вселенная», «ведийская вселенная – неведийская вселенная», «мир ведийского человека – мир неведийского человека».

…Следует указать, что ведийские тексты отражают лишь положительные члены противопоставлений; строго говоря, то, что обозначается отрицательными членами, не представлено в «Ригведе» – это связано с односторонне позитивным характером памятника» (3, с. 77).

Такой же односторонний позитивный настрой мы видим и на нашем рушнике: вселенная организована, организована вокруг славянских богинь Макоши, Матери-Сырой-Земли и Лады, и на земле изображён мир славянского человека.

Среди неполных аналогий можно указать на следующее. В ведийской вселенной Творец устанавливает на небе Утреннюю Зарю (Ушас), Солнце (Сурью) и Небесный Огонь (Агни). На рушнике же, скорее всего, изображены, как уже отмечалось выше, Утренняя и Вечерняя Зори и Солнце. По крайней мере, в устном народном творчестве часто встречается троица именно в таком составе. А Огонь-батюшка чаще упоминается с Водой или Молнией.

«Земля возникла из прародительницы…» или другой вариант перевода: «Части света родились, выйдя из Роженицы» (Ригведа, Х.72.4) [4, 5]. На рушнике самыми крупными знаками изображены три Матери – это приём выражения главенства, изначальности, того, что всё создано и управляется ими.

Рушники вышивались «на счастье, на долю», как поётся в одной украинской песне. Долгое время нам внушалось, что в крестьянской среде эти понятия ассоциировались только с материальным благосостоянием – скотом, домом, размером земляного надела. И действительно их символами украшены многие предметы народной культуры и быта. Выявленная на данном рушнике система Мироздания показывает, что народной культуре был присущ не только утилитарный подход к знаниям о Природе, что находило выражение, например, в вышитых календарях, но и чисто философский.

И, что необходимо подчеркнуть особо, этот философский подход к решению проблемы Мироздания применён и использован женщиной – крестьянкой. Следовательно, о темноте и забитости её, по крайней мере, на духовном уровне, не может быть и речи.

Признавая связанность бытия и сознания, и видя, что сознание «выдаёт» такие чёткие и сложные схемы, как на нашем рушнике, можно допустить ту же степень организованности и на уровне бытия. Мы имеем возможность, ещё раз убедится, что славянская жизнь русского народа в целом, и женщин в частности, на том и другом уровне, не была примитивной.

Далеко не каждый народ интересовался вопросами мироздания, а если интересовался, то не всякая созданная демиургом Вселенная вообще, и, земля в частности, была симпатичной. Например, в мифах камчадалов творец Кухту «устроил… весьма неудачно поверхность земли и климат Камчатки» [6].

В предложенном варианте русского славянского Мироздания и земля и небо строены изрядно, ладно, «чин чинарём». Возможно, именно такое устойчивое благолепие явилось одним из тех стержней, опор, благодаря которым русское славянство, то есть народное, национальное мировоззрение выдержало тысячелетний натиск концепций мировых авторских религий, несколько столетий нападок и насмешек академической науки и десятилетия господства идеологии воинствующего атеизма.

И если в русских деревнях до недавнего времени вышивали, и до сих пор хранят и пользуют такие рушники, то с русское этническое славянское мировоззрение не разрушено. Его не надо восстанавливать. Его даже не обязательно понимать в русле произведённого здесь пунктуального разбора. Достаточно чувственного уровня, выбора «нравиться – не нравиться» [8].

На протяжении десяти столетий народ делает свой выбор.

Литература:

  1. И.М. Денисова. Образ чудо – острова в контексте антропоморфной модели мира и его символы в народном искусстве. В сборнике «Музей, традиции, этничность. ХХ – ХХI вв.». С.П. – б – Кишинёв. 2002, с. 265.
  2. «Славянская мифология». Энциклопедический словарь, М., 1995, с. 15 – 16.
  3. Б.Л. Огибенин. Структура мифологических текстов Ригведы, М., 1968.
  4. Древнеиндийская философия (начальный период), М., 1963, с. 30.
  5. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев, М., 1986, с. 81.
  6. С.А. Токарев. Ранние формы религии, М., 1990, с. 347.
  7. А.А. Тюняев. История возникновения мировой цивилизации, «Organizmica», М., 2006.
  8. «Свиток», сайт – , 2006.

Ссылки по теме:

на начало