Русь Великая |
Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.
Москва
Иудохристианское [1] место культа. Россия, Москва, Спартаковская улица, 15. Название происходит от одного из имён еврейского христианского бога Яхве – Элогим (Елохим) [1] и официально звучит – церковь Богоявления Господня. В противовес этому иудохристиане почему-то дают другую версию названия – так называлось «древнее подмосковное село Елохово» [2] или село 14 века Елох [9]. В. Даль даёт такую расшифровку слову «елоха» – об. твер. пск. елоза, проныра, пролаз; ниж. дерево ольха [3].
Первоначально храм был деревянным. Трапезная и нижний ярус колокольни построены в 1792 – 1793 гг. и принадлежат предшествующей церкви, сооружённой в 1722 – 1731 на средства царевны Прасковьи Ивановны – жены масона Дмитриева-Мамонова [7] – и при поддержке масона-императора Петра I.
В современном виде храм перестроен в конце 18 в первой половине 19 вв. н.э. по проекту масона Е.Д. Тюрина [4-6], создавшего Елоховскую церковь в рамках европейской масонской ордерной культуры [10].
В годы оккупационной иудейской советской власти Елоховский собор особенно расцвёл. Начиная с 1918 года, Патриарх Тихон служил в храме 11 раз, был назначен день и для 12-й службы – на Благовещение 1925 г. Но в этот день Святитель скончался. Для последующих четырёх патриархов – Сергия, Алексия, Пимена и нынешнего Алексия II – храм в Елохове стал Патриаршим кафедральным собором (с середины 30-х гг.), местом их интронизаций и постоянного служения. От усиленного использования большой колокол как раз в советское время и треснул. Новый купили в Большом театре [8]. Реставрационные работы ведутся постоянно с 1970-х годов. Реконструирована апсида, расширен главный алтарь, установлен сложный кондиционер с автономным охлаждением водой из собственной 250-метровой скважины, реконструированы дворы и прилегающие строения. В 1987 году началась реставрация главного иконостаса [10].
В 1799 г. в Елоховском храме по иудейской традиции – на восьмой день от рождения («На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус», на восьмой день после рождения мальчика над ним совершается обряд обрезания и даётся имя [11]) – крестили Александра Сергеевича Пушкина, уроженца расположенной к востоку от храма немецкой слободы [10]. Немецкими слободами называли места поселения иностранцев в Москве и других городах России в 16 – 17 вв. [12]. Эта слобода образовалась во 2-й половине 16 в. на р. Яузе из пленных, захваченных во время Ливонской войны 1558 – 1583 [13, 14] – членов иудохристианского ливонского ордена меченосцев (осн. в 1202 г.), подчинённого тевтонскому ордену (осн. в 1189 г.) тамплиеров, в 1242 году разбитому Александром Невским на Чудском озере [1].