Русь Великая |
Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.
Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».
Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.
Академия Фундаментальных наук (АФН), реализующую познавательный гуманитарный проект «Русь Великая», в последнее время принимает многочисленные звонки и письма от Славянских религиозных общин. Темы, которые поднимаются в письмах, затрагивают различные аспекты истории нашего Отечества. Нередко возникают и дискуссии о символике наших предков. Возник вопрос, касающийся использования одного из небезызвестных символов на сайте партии «Единая Россия» – на баннере «Антифашистского пакта».
Мы обратились к академику АФН и РАЕН, действительному члену Всероссийского Геральдического общества, члену Союза Художников России Константину Юрьевичу Гончарову, который согласился прокомментировать данный вопрос:
– Более пятнадцати лет я занимаюсь разработкой гербов, знаков отличия и различия, наградных систем для силовых структур и гражданских ведомств, учебных заведений России. Мной были созданы знаки отличия для Вооруженных сил и Военно-морского Флота РФ, система знаков различия для МВД РФ и Федеральной службы специального строительства России, которые используются и по сей день. А также свыше 70 видов памятных, юбилейных, ведомственных наград, в числе которых разработки базовой наградной системы для Московской области.
Подобная кропотливая работа приучила меня – не побоюсь сказать именно так – к тщательному, взвешенному и, главное, объективному подходу при разработке того или иного знака отличия или другой символики. Без знания историко-геральдических основ, без изучения специальной литературы и взаимодействия с другими специалистами нечего и браться за создание очередного герба или эмблемы – поверхностный подход здесь неуместен.
Насколько я понимаю, вопрос, возникший у написавших и звонивших нам представителей Славянских религиозных общин, касается символа, который так или иначе используется в качестве обрядового и значение которого, в силу определенных исторических событий, изменилось далеко не в лучшую сторону.
А именно, речь идет о символе свастики – изображение которой использовали на сайте партии «Единой России». В данном, конкретном случае этот символ трактуется как исключительно фашистская символика – надо полагать, как главный символ германских фашистов времен Второй Мировой войны и существования так называемого Третьего Рейха. И сразу вопрос: всё-таки фашистов или национал-социалистов? В Германии подобная символика являлась, прежде всего, знаком принадлежности к национал-социалистской партии. И ещё, что вызвало у меня, как у специалиста, недоумение: если это именно национал-социалистов символика, то она никоим образом не соответствует официальной, скажем так, символике того же Третьего Рейха – ни по цветовой гамме, ни по графическому начертанию. Свастика показана красным цветом, помещена в белый круг с черной каймой – тогда как у германских национал-социалистов свастичный крест всегда изображался черным в белом круге на красном фоне. Получается, что изобретен, по сути, совершенно НОВЫЙ символ.
Я могу понять обеспокоенность представителей некоторых Славянских общин, зарегистрированных в Минюсте как религиозные организации, и вот почему: издревле свастические символы использовались на Руси в качестве солнечных символов при проведении обрядов, в качестве оберегов, украшений одежды и бытовых орнаментов – что подтверждается археологическими изысканиями. Изначально символ свастики и, тем более, схожие с ним по внешнему виду символы никакого отношения к фашизму и национал-социализму не имели и не могли иметь. Приведу лишь некоторые примеры из отечественной истории.
Так, одно из самых древних обнаруженных изображений свастики открыто в Мезинской стоянке, относящейся к палеолиту (каменному веку). Следы стоянки первобытного человека были открыты на правом берегу р. Десны, в селе Мезине Конотопского уезда Черниговской губернии, еще до начала Первой мировой войны. Экспедиция Ф. Волкова и П. Ефименко исследовала стоянку, где были найдены кости мамонта, северного оленя и других животных, кремневые и костяные орудия, обломок браслета из слонового бивня и фигурки птиц, покрытые узорами – волнистыми линиями, треугольниками и… орнаментальными рисунками свастики.
Вообще свастика известна на территории России, по материалам археологических раскопок, не менее трех тысяч лет, и не только в качестве украшений, например, вятичей. Но на Руси данный символ – крест с изогнутыми концами, имел другое название – «Коловрат». «Коло» – древнерусское название солнца, «врат» – «возвращение»; в современном русском языке этому слову соответствует слово «солнцеворот». Солнце символически обозначалось равносторонним крестом, а иногда крестом, наложенным на круг. Загнутые концы креста символизировали прирастание или убыль светлого времени суток. Прирастание солнечного времени суток обозначалось левой свастикой, которая по-русски называлась «коловрат»; убыль же солнца обозначалась правой свастикой, по-русски называвшейся «посолонь».
Кстати, коловрат на посуде праславян из Смелы и Балтийского Поморья служил не просто украшением, а относился к календарным знакам – как отметил академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» (глава 6).
Стоит вспомнить также, что легендарный богатырь земли Рязанской, самоотверженно сражавшийся в 1238 году с монгольскими завоевателями, носил прозвище «Коловрат» – Евпатий Коловрат.
Коловрат изображался не только на предметах культа и быта, но и на русских стягах, оружии, денежных знаках вплоть до первой половины XX века.
В 1917 – 1918 гг. в России изображение коловрата (свастики) помещалось на денежных купюрах достоинством 250, 1000 и 5000 рублей. На этих купюрах имелось изображение двуглавого орла (которого разработал художник Иван Билибин) на фоне левой свастики-коловрата. Деньги эти продолжали печататься и при большевиках, до 1922 года. Мало кто знает, что матрица со свастикой была изготовлена еще по указу Николая II: ожидалось, что после победы России в Первой Мировой войне будет проведена денежная реформа.
Но самое редкостное в области символики умудрились породить большевики в ноябре 1919 года. Приказом № 213 в войсках Юго-Восточного фронта – в калмыцких красноармейских формированиях – вводился новый нарукавный знак. По описанию он представлял собой ромб размером 15 на 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу ромба золотая ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА, в центре серебряный венок, в середине которого золотая СВАСТИКА с надписью РСФСР! Правда, свастика именовалась в описании загадочной аббревиатурой «ЛЮНГТН».
Если быть более дотошным, необходимо отметить, что присутствие знаков свастики характерно в эпоху неолита и для Передней Азии, Крита, Индии. А позднее свастика встречается на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Тибете и Японии. Не обошел этот символ и коренных жителей Американского континента. Одним словом, свастика (в основном как орнамент, украшение и оберег) с давних пор использовалась повсеместно и отличалась лишь по своему графическому начертанию.
Что касается современности: главный герольдмейстер России Г.В. Вилинбахов в письме за № А 10-1-451 от 27 октября 1998 года заявил, что «действующим законодательством, как российским, так и международным, не предусматривается никаких ограничений относительно официального использования знака «свастика» и знаков, похожих на него».
Именно поэтому можно понять, почему религиозные организации, не имеющие никакого отношения к любым проявлениям фашизма (тем более экстремизма) как такового, но использующие в своих религиозных обрядах символику, схожую с той, что наглым и хамским образом присвоили себе немецкие национал-социалисты в 30-х годах XX века – обеспокоены тем, что исконная славянская символика «попала в немилость» из-за осатанелых германских «сверхчеловеков».
На эту тему писал также в 2002 г. заместитель руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ, кандидат исторических наук А. Кибовский: «Вся сложность заключается в том, что в современном законодательстве четкое определение «фашизма» и «нацизма» отсутствует, в связи с чем эти понятия все время путаются, и отсюда же растет полное непонимание представителями власти разницы между фашистской, нацистской и прочей экстремистской символикой» (предисловие к каталогу-определителю для коллекционеров «Боевые награды Германии 1933 – 1945». М.: ИПГ «Профис», 2002).
В самом деле, если рассуждать здраво, то настоящих экстремистов никакие запретительные меры по отношению к любому символу не остановят. Важна суть, а не символы сами по себе! Любой экстремист может объявить своей эмблемой белую голубку в качестве символа «борьбы за чистоту и невинность» – а сам будет прятать пулемёт за пазухой. Запретим, к примеру, свастику – появится что-нибудь другое, например, перекрещенные стрелы или топоры – да всё, что угодно. Так сложилось, что элемент символизма присутствует буквально и абсолютно во всем. Круг, крест, ромб, треугольник известны со времен палеолита и задолго до появления письменности стали универсальным языком человечества. Помимо государственной, официальной символики существуют символика народных сказок, алхимическая символика, астрологическая, религиозная, военная, символика политическая и агитационная, и так далее. Вплоть до такого понятия, как «символические личности» – понятия, характеризующего выдающихся деятелей мировой культуры, внесших свой, определенный вклад в историю развития человечества. И как тут прикажете «отделять зерна от плевел»?
Что можно пожелать во избежание различного рода трений и спекуляций, особенно на религиозные и политические мотивы? На примере недавней «карикатурной» войны, где конфликт вспыхнул из-за рисунков, которые оскорбили чувства верующих – наверное, следует как можно осторожнее использовать в любом контексте символику или образы, которые могут вызвать неоднозначную реакцию. Особенно это относится к СМИ, где любая негативная трактовка того или иного символа, размещенного на сайте в Интернете или на страницах газет, может действительно нанести тяжкое оскорбление религиозным чувствам верующих. Остается только посочувствовать тем людям, которые использовали или используют вышеупомянутый символ исключительно во время религиозных обрядов – исторические события сложились таким образом, что смысл конкретного символа был искажен в худшую сторону.
Безусловно, при разработке законов, направленных против экстремизма необходимо четко прописывать значение, расшифровку и различие таких понятий, как «фашизм», «нацизм», «экстремизм». А также конкретно обозначить, какие именно символы могут быть запрещены к публичной демонстрации – во избежание любого рода двусмысленностей, путаницы и возможности трактовать данные законы как угодно.
Более «свободная» трактовка законов приводит к тому, что спекуляциями на тему любой символики можно добиться лишь разделения общества в России на «своих» и «чужих» по политическим или религиозным мотивам. При таком неуклюжем подходе невозможно добиться единения, а ведь многочисленные Славянские религиозные общины – это тоже часть электората, причем, немалая его часть.
Насколько насыщенна и противоречива сама история России – настолько противоречивы и современники, пытающиеся понять и осознать, кто мы есть и как нам вместе жить дальше. Завершить свои комментарии я хотел бы словами Николая Михайловича Карамзина: «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках…».