Русь Великая |
Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.
Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».
Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.
Андрей Александрович Тюняев, 18.08.2012 г.
Доклад на Международной научной конференции «К истокам культуры и науки», Сербия, Белград, 21 – 23 сентября 2012 года.
Первые уверенные данные о формировании астрономических знаний в человеческом обществе относятся ко времени верхнего палеолита. Обнаруженные на стоянке Сунгирь (26 тыс. лет до н.э., Владимир, Россия) прорезные диски интерпретируются специалистами как предметы, связанные с астрономией и календарём [Каталог, 1999; Тюняев, 2006].
Один из наиболее полных календарей обнаружен В. Е. Ларичевым в 1972 году при раскопках Ачинского палеолитического поселения (16 тыс. лет до н.э.; Минусинская котловина) [Новгородцев, 2006]. В этом календаре учтены данные астрономического характера о лунном и солнечном циклах, о сидерическом и синодическом периодах годового вращения Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, а также о временах солнечных и лунных затмений.
С 15-го тыс. до н.э. на Русской равнине складываются культуры мезолита – рессетинская (11 тыс. до н.э.) и иеневская (6,5 тыс. до н.э.). Обе культуры наследуют верхнепалеолитические традиции памятников типа Гагарино – Хотылево II – Мёзин – Костёнки – Зарайск. Рессетинская культура представлена рядом памятников в верховьях реки Ока, например, селище Колтово 7 под Каширой, Московская область. А иеневская культура представлена большой группой памятников, расположенных в западной части Волго-Окского междуречья, в верхнем течении Волги и Оки, например, Иенево II, Константиновская IV, Дмитровское 1 и др. [Тюняев, 2008].
Достигнутые астрономические знания этого периода – представления о небе и связанных с ним событиях – закрепились в сознании наших предков в форме известных персонажей астральных мифов. Уже в верхнем палеолите Русской равнины сложился образ Мокоши – как «богини» окружающего КОСМОСА. Она изображалась в виде женщины. Её статуэтки обнаружены на всех территориях распространения человека современного вида – европеоиды – большей частью на Русской равнине, а также не так значительно в Восточной Европе и в Сибири [Тюняев, 2008a].
Другие ветви человеческой популяции – африканская, негроидная, кавказоидная и азиатская линии видов человека – не имели к этому времени ни астрономических, ни календарных представлений.
С конца мезолита – начала неолита состоялось расселение современного человека с территории Русской равнины в юго-западном, южном и юго-восточном направлениях. Это расселение сформировало в итоге круг культур крашеной (расписной) керамики. Первыми культурами этой поры стали балканские культуры – Винча, Лепенский Вир, Сескло (Северная Греция), а также Триполье (Украина), Эль-Обейд и т.д.
Главным маркером, связывающим эти культуры с исходным центром на Русской равнине, являются статуэтки Мокоши. С начала неолита они появляются во всех регионах, куда пришёл современный человек, и всех культурах, которые он создал.
Вторым персонажем астрономического плана стал Велес (или более древнее его название – Волос). В его образе наши предки собрали все накопленные данные, касающиеся центра эклиптики и прецессионального движения оси земли. Возраст «бога» Велеса академик Б. А. Рыбаков оценивал тем же временем, что и возраст Мокоши, – то есть самым началом верхнего палеолита (ок. 50 тысяч лет до н.э.).
Оба этих главных персонажа – Мокошь и Велес – вошли в самый первый пласт древнерусской мифологии, а также мифологий так называемых индоевропейских народов. Если Мокошь символически представлялась нашим предкам в образе «богини»-Матери, рождающей всё сущее, то Велес представлялся в образе дракона, лежащего вокруг центра мира и охраняющего его.
Образ Мокоши начал своё развитие со статуэток, после развился в четырёхчастные структуры и дошёл до настоящего времени практически без изменений – в виде трёхчастной композиции на вышивках, в виде различных «богинь» и их композиций», нарисованных на керамике, в виде двуглавого орла на гербах и монетах, а, главное, в виде современных представлений о космосе.
На фрагменте 1 рис. 1 представлена статуэтка Мокоши из Авдеево. Её возраст примерно 22 тысячи лет. Но это не самое раннее изображение «богини». Наиболее древнее её изображение известно из раскопок в селе Костёнки Воронежской области. Оно датируется ок. 42 тысячами лет до н.э. На фрагментах 2 – 4 представлены статуэтки Мокоши из неолитических культур Триполья и Балкан. На животах всех трёх статуэток нанесён символ Мокоши – знак «Засеянное поле». Он без изменений дошёл до сегодняшнего времени. А существование этого, унифицированного символа в неолите говорит о том, что представления о Мокоше, как символе космоса, были уже не только широко известны, но и прекрасно стандартизированы.
На фрагменте 6 представлен образец трипольской керамики, на котором Мокошь изображена и как человекообразная «богиня», и как её же символ – в данном случае круг рассечённый двумя прямыми на четыре части, то есть символ Мокоши «Незасеянное поле». На фрагменте 5 дан современный антропоморфный облик Мокоши, взятый из русской вышивки, на фрагменте 6 дан пример облика Мокоши в виде двуглавого «орла» (дракона), а на фрагменте 8 даны её традиционные символы, которые идентичны символам неолита.
Кроме сказанного некоторые фрагменты интересны особенно. На фрагменте 3 на животе статуэтки нанесён символ Мокоши – знак «Засеянное поле». А на груди нанесён символ Велеса – два змея-дракона, следующие друг за другом по окружности. Та же картинка нанесена на керамический сосуд (фрагмент 6). Здесь символ Мокоши вписан в круг, который завит спиралью и представляет собой изображение Велеса – созвездия Дракона.
Образ Велеса начал своё развитие из спиралевидных рисунков, после развился до двух змеев, следующих вокруг одного центра друг за другом, и дошёл до нашего времени в виде символа Уробороса и созвездия Дракона. Здесь следует отметить, что на Руси «божества» имели парное воплощение – муж и жена. Только Мокошь имела трёхчастное воплощение – Суд, Доля и Недоля (поэтому над двуглавым «орлом» три короны).
Парным символом для дракона Велеса является змея Яга. Если дракон Велес символизировал кольцо прецессии и созвездие Дракона, расположившееся вдоль него, то Яга символизировала Ось Мира, то есть ту небесную координату, на пересечении которой с кольцом прецессии в ту или иную эру указывало на соответствующее зодиакальное созвездие.
На рис. 2 представлены изображения дракона Велеса, начиная с неолита и до настоящего времени. На фрагменте 1 даны символические изображения Велеса и Яги, составляющие вместе кольцо времени (прецессии). На фрагменте 2 показано то же кольцо прецессии, причём внутри него помещён четырёхчастный символ космоса – Мокоши. На фрагментах 3 – 7 даны изображения Велеса и Яги, показанные в виде реальных змей. На фрагменте 8 показан дракон Велес, кусающий свой хвост (Новгород, 14 в.). Это традиционное изображение созвездия Дракона. Оно же закреплено на обечайке русских гуслей 10 века (10), а также по периметру масонского символа (9).
Как мы сказали выше, уже с верхнего палеолита небесная сфера – видимый космос – была разделена на секторы. Это делалось для того, чтобы можно было ориентироваться на местности, используя звёзды. Прорезные диски и сегментированные диски обнаружены на стоянке Сунгирь (см. рис. 1, фрагменты 1 и 2). Весь прибор состоял из сегментированного диска с отверстием в центре и оси, на которой этот диск вращался (см. фр. 3). Напомним, уже в конце верхнего палеолита были точные календари.
Во время мезолита традиция, естественно, была продолжена. Но одновременно шёл процесс мифологизации астрономических знаний. Например, среди находок иеневской культуры есть двуликий Иван – скульптурка человека с двумя лицами, расположенными на 180 градусов друг к другу [Жилин, 2001; Тюняев, 2009]. В совокупности с другими данными эту находку можно трактовать, как «божество» нового периода времени – года или эры.
Этим божеством в наши дни являет Год, Гад – змей Ящер, Яша, Яга, лат. Януарий, евр. Яхве, вост. Езус, Исус, европ. Ян, Иван и т.д. В русской традиции этого змея звали Яже, Уж, Яга. Всем известна русская припевка: «Сидит Яша под кусточком, грызёт орешки калёные». Изображения Яши даны на фрагменте 8, а изображения Исуса – на фрагменте 10 (это значительно позже церковь сделала Исуса человеком).
В общем, если в верхнем палеолите календарь, основанный на точных астрономических знаниях, уже полностью сформировался в Древнейшей Руси – в виде календарного жезла, то в мезолите он оформился в плоском варианте изображения, и календарь стали наносить на поверхность керамических изделий, которые обеспечивали календарю долговечность. На рис. 4 даны примеры календарей неолита и железного века.
В результате эволюции календарно-астрономических знаний они трансформировались: 1) в календари, которыми мы пользуемся и сейчас (рис. 5, фрагмент 1); 2) в астрономическо-астрологические зодиаки (фрагмент 2); 3) в астрономические карты (фрагмент 3) и 4) в религиозные сюжеты (фрагмент 4). Последние имеют мифологические корни в верхнем палеолите, а развитие сюжета в мезолите-неолите. «Богиней» Вселенной является Мокошь, в христианстве названная Божьей Матерью. На старых иконах она изображалась двуглавым «орлом» (драконом), что было также закреплено и в иудаизме (фрагмент 3). «Бог» Велес распростёрся на небе в виде созвездия Дракона. А младенец Иисус, которого держит Божья Матерь Мокошь – это Яша, Яже, Уж, Ящер, Иван и т.д., то есть хозяин эры.
Астрономия, как необходимое человеку знание, начала формироваться ещё в верхнем палеолите Русской равнины, и уже в этом периоде появились точные календари. Часть археологических находок из Сунгиря, скорее всего, являются инструментом для ориентировки на местности с помощью звёзд.
В мезолите и неолите астрономические знания обрели устойчивость и необходимое развитие, кроме этого у чисто научных знаний в это время появилось мифологическо-эпическое сопровождение. Видимо, в неолите в значительной степени было закончено формирование созвездий.
Изображения календарей известны не только в виде верхнепалеолитических жезлов, но и в виде развёрнутых календарей, нанесённых на неолитическую керамику и керамику железного века. Во всех периодах встречаются изображения мифологического характера, сопровождающие астрономическую часть.
Сформировавшись на территории Русской равнины, астрономическое знание первым этапом достигло балканских земель, где в балканских культурах неолита получило широкое распространение и уникальное местное развитие. И уже с Балкан астрономические знания, совмещённые с календарём и астрологией, проникли на Ближний Восток и оттуда в Шумер и Древний Египет.