Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Русский рукопашный бой – основа традиционных боевых искусств

А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук

История человечества отмечена множеством стычек и столкновений. В них проявлялось умение вести бой любыми подручными средствами, а то и просто голыми руками. Историю рукопашного боя на Руси можно было бы отсчитывать от того момента, когда один древний человек ударил другого. Такое вполне могло случиться и 50 тысяч лет назад – когда генетики фиксируют появление первых предков русского человека.

Рукопашный бой – это бой, осуществляемый руками, невооружёнными или всё же вооружёнными холодным оружием. Рукопашный бой – это и древняя русская народная спортивная забава, издревле называемая кулачным боем или просто – кулачками. Рукопашный бой – это также и сеча, и битва, и сраженье холодным оружием.

За многие тысячелетия русской истории рукопашный бой превратился в настоящее воинское искусство ведения боя. Оружием может служить всё, что имеется у бойца в распоряжении – от стрелкового до холодного, а также любые подручные средства. В Древней Руси искусство рукопашного боя русский народ оттачивал в многочисленных и горячо любимых кулачных боях. На территории нашей древней Родины этот вид спорта был известен повсеместно. Ни один из народных праздников не обходился без «кулачков».

С 14-го века в Москве известен Великий луг, а с конца 15-го и по 17-й века на этом самом месте, между Балчугом и современной улицей Серафимовича, находился Государев сад, здесь устраивались кулачные бои. В 16-м веке при царе Иване IV Грозном кулачный бой был так широко распространён, что художник Михаил Иванович Песков изобразил его в своей картине «Кулачный бой при Иоанне IV». А в 17-м веке, в то время как в Европе только-только формировалась техника кулачного боя, в русской армии система военно-физической подготовки уже включала обязательный кулачный бой. Против этого умения русского народа усердно выступало православное духовенство: называло кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало «кулачников» отлучением от церкви, проклятием и другими наказаниями. Церковники добились от царя указов от 2 ноября 1684 года, от 19 марта 1686 года и др., которыми кулачные бои были запрещены.

Но рукопашный бой сохранился, и в 18-м веке сыграл важнейшую роль в победе русских войск под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года над шведами. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы стали отступать, к 11 часам обратившись в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до Переволочны, где остатки шведской армии сдались в плен. Шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми и свыше 18 тысяч пленными; потери русских – 1345 человек убитыми и 3290 раненых. Однако и после этой победы по требованию церкви указом от 24 июля 1726 года «Благодетельное правительство запретило бои, как зловредную потеху».

Но на Руси победный дух был всегда силён, поэтому и после очередного церковного запрета «кулачки» возродились. И вот уже в 18-м веке император Руси Пётр II Алексеевич (1715 – 1730) в качестве развлечения большую часть своего времени посвящает кулачным боям. Граф Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783) постоянно участвует в кулачных боях. И граф Алексей Григорьевич Орлов (1737 – 1807) прославился победами в кулачных боях.

Кулачным боем увлекались и русские писатели. Биограф И.С. Никитина Де-Пуле, знавший хорошо отца поэта Савву Евтеевича, говорит в своей биографии, что это был очень умный и образованный человек, любил читать книги и драться в кулачных боях, в которых он наводил ужас на всех бойцов своей физической силой. Народные кулачные бои проходили в Москве в Кулаковом переулке, проходящем от проспекта Мира до 1-й Мытищинской улицы, а также у Дорогомиловской заставы.

Лубочное изображение кулачного боя конца 18 в.
Рис. Лубочное изображение кулачного боя конца 18 в.

Праздничные бои закрепились в народной традиции. Самыми жаркими, самыми спортивными эти бои были во время древнего славянского праздника Масленица. Время праздника приходилось на 22 марта – следующий день после дня весеннего равноденствия. В этот день начинались народные гуляния, проводились земледельческие обряды, устраивались народные забавы. Среди них были и кулачные бои. Масленичные «кулачки» являлись самыми массовыми на Руси. Каждый парень или мужчина считал для себя обязательным участвовать в этом состязании. Дух поединков, без сомнения, был сугубо спортивный.

Параллельно с обычными «кулачками» проходили также и соревнования в воинском умении ведения рукопашного боя. Здесь были и состязания на всех видах холодного оружия. Демонстрировалось умение обращения с мечом, щитом, кистенём, гирями, цепами, серпами, палками и др. Это было, в своём роде, подобие современных чемпионатов, на которых встречались как признанные бойцы, так и начинающие, и на которых народ передавал своё воинское мастерство новым поколениям защитников.

Храбрые, удачливые и счастливые воины на Руси назывались богатырями. Они в своих богатырских похождениях совершали не только доблестные воинские подвиги – богатырствовали, витяжествовали, – но и являлись атлетами и силачами. Не случайно в Древней Руси богатырей называли «храбр», «храбор». Древние русские богатыри – реальные исторические лица, имена которых донесли до нас не только народные предания. Так, рязанский богатырь, отличавшийся «вежеством прирожденным» Добрыня Никитич, заезжий гость в Киеве Соловей Будимирович, Василий Пьяница, исторические лица, упомянутые в Никоновской летописи 1136 года и Новгородской 1118 года Иван Данилович и Ставр Годинович, богатырь-красавец из Сурожа Чурило Пленкович и другие.

Русские былины о Дюке Степановиче повествуют так: «Из Волынеца города, Из Галича, Из той Волынь-земли богатыя, Из той Корелы из проклятыя Да не бел кречетышко выпархивал, Не бел горностаюшко проскакивал, Не ясен сокол тут пролетывал, Проезжал удалой добрый молодец, Молодой боярин, Дюк Степанович». Василий Буслаев, новгородский богатырь, был представитель неукротимой силы, вольницы новгородской. Садко, купец новгородский, личность историческая – «Как да хвалитце Садко, похваляитси Сатко Во ины грады товары все повыкупить».

Рязанский боярин, легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат боролся против завоевателей в 13 веке. О борьбе этого рязанского «вельможи» и его «полка» численностью в 1700 человек после взятия ордой Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (1-я половина 14 в.): настигнув татар в Суздальских землях, «и бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими… стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Татары смогли одолеть горстку героев, только расстреляв их из «множества пороков (камнемётов)». И то, пораженный отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

«Сказание о киевских богатырях, повествующее о том, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей и учинили себе честь» говорит о времени 9 – 10 веков. В это же время по всей территории Руси были распространены былины, созданные древнерусскими жрецами. В ещё более ранних былинах отражены сведения и об Индейском царстве (былина о Дюке, 3 – 2 тыс. до н.э.), и об Александрии (былины о Вольге, 1 тыс. до н.э.), и о Вавилонском царстве (былины, песни и сказки об Иване Грозном, 2 – 1 тыс. до н.э.), и о Василии Златовласом, королевиче Чешской земли (Хотен, Соловей Будимирович), и о Казанском царстве (песнь о взятии Казани) и др.

В русском литературном эпосе, как и в греческом гомеровском, закреплялись события, случавшиеся с русичами в других странах. Русы воевали и применяли в сражении рукопашные средства ведения боя. Так, по свидетельству Саксона Грамматика, при Фротоне 3-м (500-й год до н.э. – авт.) русы напали на Данию, царь русов Олимер начальствовал флотом. Примерно в то же время царь русов вызывал царя персов Дария ругательным письмом на бой, и в 480 году до н.э. сражение состоялось. Под 460 годом до н.э. Фукинд свидетельствует, что славяне-скифы есть многолюднейшее племя в мире. Российский историк С.М. Соловьёв: «…Далее на север жили блаженные гипербореи. Встречаем известие о походе персидского царя Дария Гистаспа против скифов в 513 году до р.х.». В 7-ом веке до н.э. славяне основали город Ольвию, и греки уже за 700 лет до нашей эры знали русов и покупали у них янтарь. В Греции русские бойцы принимали участие в Олимпийских играх, например, на 23-х Олимпийских играх (688 до н.э.).

Далее в глубину веков – наступает время праславян чернолесской культуры 8-го в. до н.э. А перед этим, приблизительно в 11 в. до н.э. славяне выстроили систему крепостей-городищ на правом берегу Днепра – для защиты от южных завоевателей. Специалист в области славяноведения академик Б.А. Рыбаков пишет об этом времени так: «Происходило все это на территории чернолесской культуры 11 – 7 вв. до н.э., т.е. в Среднем Поднепровье, на правом берегу от Волыни до Киева и от Днестра до Тясмина, а на левом – по Ворскле и Суле. Богатырём был Сварог, представлявшийся книжникам 7 в. н.э. и богом, и земным царём, связанным с небом: при нём с неба падают кузнечные клещи, а его сын – «бого-царь» Солнце (Дажьбог)».

12 – 14 мая 2008 года на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура», состоявшемся в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург), более ста участников из 12-ти стран в резолюции Конгресса единодушно утвердили предложенную в докладе В.В. Дьячкова и А.А. Тюняева дату возникновения рукопашного боя на Руси – 22 марта 1100 года до н.э. А богатырём-героем – Сварога.

А на 15-м Международном турнире по рукопашному бою, посвящённом памяти героев-пограничников, состоявшемуся 24 мая 2008 г. в спортивном комплексе Академии пограничной службы ФСБ РФ (Москва) в присутствии заместителя руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенанта В.Н. Стрельцова, председателя Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками СНГ генерал-полковника А.Л. Манилова, начальника Центра специальной физической подготовки ФСБ России полковника Ю.П. Блинова, президента Международной федерации рукопашного боя С.А. Астахова, военного атташе Республики Таджикистан Ш.С. Ганиева, советника посольства Республики Кыргызстан З.К. Мамбетжуносова, представителя пограничных войск Республики Армения А.Ж. Карапетяна, президента профессиональной лиги ушу-саньда России Р.Д. Абиева мне как президенту Академии фундаментальных наук было доверено наградить президента Общероссийской федерации рукопашного боя, Заслуженного тренера России В.И. Харитонова Почётной грамотой АФН такого содержания: «Академия фундаментальных наук поздравляет Общероссийскую федерацию рукопашного боя с установлением на Первом международном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» исторической даты рукопашного боя на Руси: 1100 год до новой эры. Днём празднования предложено объявить 22 марта – один из дней славянской масленицы. Москва – 2008».

25 сентября 2008 года состоялась первая матчевая встреча сборных команд России и США по рукопашному бою, она стала триумфальной для нашей сборной. Зрители во Дворце спорта «Мегаспорт» узнали об установлении исторической даты рукопашного боя на Руси перед матчем, благодаря великолепному видеоролику. Российские спортсмены Юрий Круглов, Геннадий Зуев, Абдула Хунариков, Вахит Альгизов, Ренат Булыкин, Артём Кошелев, Артур Оганесяен, Виталий Дериглазов разгромили команду США, что называется «всухую», – 8:0.

Харитонов Валерий Иванович, президент ОФРБ
Рис. Харитонов Валерий Иванович, президент ОФРБ.

– Я, конечно, рассчитывал, что счёт будет хотя бы 6:2, – признался президент Федерации рукопашного боя России Валерий Иванович Харитонов. – Но поражение всегда стимулирует развитие спорта. Я надеюсь, что это поражение станет новым толчком для развития рукопашного боя в США. Мы выиграли не потому, что у нас был слабый противник, а потому что мы сильнее.

В течение долгого времени для использования в вооружённых силах России (СССР) пробовались различные виды боевого искусства: каратэ, дзюдо, потом САМБО. Остановились на рукопашном бое как наиболее мощном и эффективном в мире средстве индивидуальной вооружённости бойца. Рукопашный бой включён в Единую спортивную классификацию, как самостоятельный вид спорта с 1985 года. Сейчас рукопашный бой стоит на вооружении российской армии и всех силовых структур: ГРУ, ФСБ, Внутренние войска, Пограничные войска и т.д. Рукопашный бой является в войсках и спецслужбах зачётным видом. Это значит, что ежегодно военнослужащие и сотрудники спецподразделений сдают соответствующие зачёты именно по владению рукопашным боем.

Развитием рукопашного боя в России системно и последовательно занимается Общероссийская общественная организация «Федерация рукопашного боя» (ФРБ), зарегистрированная Министерством Юстиции России 18 августа 2000 года под номером 3933. Сегодня ФРБ объединяет региональные отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России, первенства России среди юниоров и юношей; международный и всероссийские турниры, ведомственные чемпионаты. С 1996 года по настоящее время звание Мастера спорта России по рукопашному бою присвоено более полутора тысячам спортсменов и полусотне спортсменок. Текущее руководство деятельностью ФРБ осуществляет Президиум федерации во главе с президентом – Харитоновым Валерием Ивановичем. Адрес Президиума Федерации рукопашного боя: Россия, 103051, Москва, ул. Петровка, д. 26, строение 9. Телефон/факс: (495) 625-57-86, e-mail: info@ofrb.ru, сайт: www.ofrb.ru.


Ссылки по теме:

на начало