Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Двуликий Янус жил в Древней Руси 13 тысяч лет назад

А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук, академик РАЕН,
01.09.2009 г.

Астральные мифы – мифы о созвездиях, звёздах, планетах. История астральных мифов тесно связана с судьбой наиболее ранних представлений о звёздном небе. Поскольку изображения созвездий, в частности, Плеяд, на территории Русской равнины известны с верхнепалеолитического времени (30 тыс. л.н.), то к этому времени и следует относить рождение астрономических знаний (см. об астрономических знаниях Древней Руси, зафиксированных в памятниках ювелирного искусства). Сформировавшиеся ещё в верхнем палеолите астрономические знания (см. материалы стоянки Сунгирь), получили развитие и в эпоху мезолита, а далее, перешли в неолит, в частности, в виде курганов, зиккуратов и других мегалитических сооружений.

В типологически ранней группе астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги лося, а три звезды ковша этого созвездия – как охотник (или три охотника). Малая Медведица предстаёт как телёнок лося [Мифы, Э., 1988].

Характерная черта астральных мифов – наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством астральных мифов, в которых выступает такое же число животных. Дальнейшее развитие таких астральных мифов приводит к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же числом персонажей и предметов – ЗОН (русск, зона, англ. zone, немец. Zone, франц. zone, итал. zona, исп. zona, греч. ζωον «зона» и др.).

Чрезвычайно распространённым мотивом астральных мифов является представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий и многих звёзд.

* * *

Иан-да-Марья. Академик Б.А. Рыбаков сюжет древнерусских вышивок, представленный на рисунке 1, этимологизировал как древнерусскую богиню судьбы МАКОШЬ, а возникновение её культа отнёс к верхнепалеолитическому времени [Рыбаков, 1981]. В верхнем палеолите центральных областей Русской равнины известны скульптурные изображения Макоши (см. ст. Рождение религиозного славянского искусства).

Макошь – это единственное женское божество древнерусского пантеона. Если говорить чётче, то Макошь в начертании MьKьJь (мькьжь = муж+жена) – это единственная и единая Богиня, испокон веков почитаемая на Руси. Только её изображения известны в предметах древности, утвари, вышивке и др. (см. Макошь – космическая Мать-Земля).

* * *

В мезолите получили развитие как антропоморфный, так и орнитоморфный образы Макоши. В Оленеостровском могильнике был обнаружен «набор» различных её изображений: и в виде человека, и в виде утки. Эти воззрения были перенесены русским народом на небесные объекты: известны ковши Большой и Малой Медведиц, а созвездие «Плеяды» на Руси издревле называлось «Утиное гнездо» или «Кучки» (изменённое укр. качки «утки»).


Рисунок 1. Карты расположения звёздных «ковшей»:
1 – Малая и Большая Медведицы; 2 – Плеяды. 3 – славянский ритуальный ковш из Горбуновского торфяника
(3 – 1-е тыс. до н.э.), Свердловская обл., дерево, Исторический музей, Москва.

«Утиная» традиция перешла из мезолита в неолит и сохранилась до настоящего времени. Ковш на Руси также изготавливался наподобие утки, в некоторых случаях большой ковш-братина изготавливается в виде утки (птицы) с меньшими ковшами по краям (символизм утки, сидящей в гнезде на яйцах).

Ковши
Рис. 2. 1 – выносной ковш, 18 в., Ярославская область, резьба, роспись; 2 – ковш-скобкарь, Русский Север. 2-я пол. 18 в., Русский музей, Ленинград; 3 – ковш-скобкарь; 4 – скульптурные изображения утки, иеневская культура, Русская равнина, мезолит [Жилин, 2001]; 5 – братина с ковшами, хохлома, Т. Белянцева, 1980 г.

Макошь отражает парность представлений русского народа об устройстве мира – это: смерть-Мара + жизнь-Жива. Буква «К» обозначает перекрёсток – то есть выбор. Согласно поверьям, Макошь плетёт две нити судьбы: нить жизни и нить смерти. Этот же мотив лёг в основу сказки про живую и мёртвую воду, которую льёт с неба Макошь.

В.Н. Топоров сообщает, что в Древней Руси Мокошь, Мокрешь – название созвездия Водолей [Топоров, 2000, стр. 263].

Макошь – прядущая две нити судьбы, которые, как мы показали ранее (см. Макошь = Водолей), древние египтяне, не понимая символизма прядения, приняли за «водолея», держащего два кувшина, из которых вверх течёт вода.

Парность, двойственность основных понятий, связываемая в русской мифологии с Макошей, традиционно отражается и в другом виде русского народного творчества – в вышивке. Композиция «Макошь» всегда имеет тройственную структуру: в центре собственно Макошь, а по краям – пара, те, через кого передаётся двойственность, оппозиционность понятий – Доля и Недоля, Правда и Кривда, Счастье и Несчастье, Жизнь и Смерть, Жива и Мара, Живая и Мёртвая вода, нить Жизнь и нить Смерти и т.д., которые, являясь частью единого общего, всегда расположены по разные стороны от Макоши.

Образцы русской и др. вышивок
Рисунок 3. Образцы русской и др. вышивок:
1 – Макошь и две лосихи-лошади, Русь, Вологда (19 – 20 вв.); 2 – Макошь в виде столба-прикола и две роженицы в виде коней, русская узорная вышивка; 3 – Макошь в виде женщины и две роженицы в виде цветков, вепсская вышивка (конец 19 в.); 4 – образец вышивки; 5 – Макошь в виде женщины-цветка и две роженицы в виде дерев жизни, вышивка южных карел (начало 20 в).

В Оленеостровском могильнике была обнаружена антропоморфная фигура с двумя лицами, которая на сайте Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (www.kunstkamera.ru) названа «двуликим Янусом».

Антропоморфная фигура с двумя лицами
Рисунок 4. Слева вверху – скульптурное изображение «Януса», прорисовка в двух проекциях, иеневская мезолитическая культура, Русская равнина [Жилин, 2001]; справа – то же, фото; слева внизу – изображение «Януса» на римской монете.

Периодичность течения времени и возобновление многих наблюдаемых процессов – смены жизни и смерти, смены времён года, смены листвы на деревьях и т.п. – естественно, существовала и мезолите. Поскольку, по мнению человека того времени, столь глобальными процессами могла управлять того, столь же глобальная сила, то неудивительно, что люди обожествили эту силу.

В дошедшей до нас мифологии, только в римской, мы обнаруживаем аналог мезолитическому Яну. Причём римский Янус, Ян – точнее Иан (пишется «Ianus», обозначает лат. anus «круг, кольцо») – являлся одним из важнейших римских богов, которому нет соответствующего в семитической греческой мифологии. По преданию, в Италии Ян (Иан) царствовал ранее Юпитера и Сатурна и основал храмы всем богам, основано также на значении его как бога всякого начала во времени. Ян (Иан) определялся, как бог великого значения, деятельный во всём, который, давая хорошее начало, благословляет предприятие и благоприятствует ему. Его призывали при каждом важном предприятии; консул, вступая в свою должность, просил его благословения; земледелец приносит ему требу при начале посева и жатвы; в каждой молитве сперва призывался он, и при больших празднествах в честь богов он получал первую требу [Любкер, 2007].

Иан (Ян, лат. Ianus, современное Иван) у римлян первоначально он был бог неба или солнца вместе с Ианой (Яной, лат. Iana), богиней луны, который обусловливает и распределяет изменение в жизни природы, бог года и времени, ведущий годы, месяцы и дни [Любкер, 2007].

Иан + Иана, Ян + Яна, Жан + Жана – это ничто иное как старорусское ЖАНИХ + ЖАНА (русск. janih+jana = лат. janus+ jana). (J)Ан – так и в Шумере назывался бог неба, а астральное божество шумерская «семёрка» олицетворяла Плеяды.

* * *

Двух мифологических лосих, от которых взял начало мир, на Руси называют РОЖАНИЦАМИ – младшая (Леля, девушка) и старшая (Лада, женщина). Иногда лосиха в единственном числе отождествляется с рожаницей (roganic). В Прибалтике ей соответствует рагана, литов., латыш. ragana (ср. roganic «рожаница»). Рагана может превращаться в щуку. В различных сказках упоминается о собраниях раган-рожаниц. Так, в литовских сказаниях упоминается о школе раган, существовавшей в Германии, что обнаруживает параллели в свидетельстве о «шабашах ведьм» в Германии на горе Броккен (ср. brochet «щука»). По жемайтским источникам, раганы устраивают «шабаши» на горе Шатрия (ср. Hecht «щука»). По древнерусским мифам ведьмы собираются на Лысой горе (ср. luccio «щука») [Raganu, 1966; Straubergs, 1939; Velius, 1977].

Переводы слова ЩУКА в итал. luccio, исп. lucio, лат. lucius интересны ещё и тем, что из «щучьего» превращения берёт начало библейский миф о, якобы, «павшем» ангеле Люцифере, сыне Авроры, боге утренней звезды. Между тем в латинском языке Lucifero обозначает также богиню Фебу, а также в словосочетании «lucifêrae manüs Lucinae» имеет значение «облегчающий роды», а слово luce означает «жизнь». Как видим, последние значения напрямую связаны с понятием рожаницы, родами и началом жизни.

Латинская богиня Юнона, точнее Jüno (ср. jana), önis (ср. anas), старшая дочь Сатурна и Реи, являлась сестрой и супругой Юпитера (ср. Juno + Juppiter, реже Jüpiter) именовалась у латинян Juno Regïna (ср. рожаница, рагана) и являлась хранительницей брака, покровительницей рожениц – Juno Lucïna (ср. итал. luccio, исп. lucio, лат. lucius – «щука» и лат. luce «жизнь»). Юпитер (Jupiter) – верховный бог, бог-хранитель, источник жизни на земле, поливающий дождём (Jüpiter pluvius) в разные времена эти эпитеты соответствуют русскому богу Роду и Дажьбогу (Jбогу).

В русской мифологии существуют разные варианты представления божественной троицы:

Как видим, возраст всех астральных воззрений уходит корнями в палеолит, а в мезолите уже существовали скульптурные изображения божеств. Но само мезолитическое европеоидное население существовало только на территории Русской равнины. В остальных частях планеты существовали только палеоантропы.

Литература:

  1. Мифы, Э., 1988. Энциклопедия «Мифы народов мира», «Советская энциклопедия», 1987 – 1988.
  2. Рыбаков, 1981. Язычество древних славян. – М.: Наука.
  3. Топоров, 2000. К реконструкции балто-славянского мифологического образа Земли-Матери *Zemia & *Mate (*Mati) // Балто-славянские исследования 1998 – 1999. XIV. Сборник научных трудов. - М.: «Индрик».
  4. Любкер, 2007. Реальный словарь классических древностей [Пер. с нем.]. – М.: ДиректМедиа Паблишинг.
  5. Raganu, 1966. Raganu lauzai Lietuvoje, Vilnius.
  6. Straubergs, 1939. Straubergs L., Latviesu buramie vardi, Riga.
  7. Velius, 1977. Velius N., Mitines lietuviu sakmiu butybes, Vilnius.
  8. Жилин, 2001. Костяная индустрия мезолита лесной зоны Восточной Европы. – М.

Ссылки по теме:

на начало