Русь Великая

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.


Антропогенез и археогенез Африканского континента

А.А. Тюняев, президент АФН, академик РАЕН

Африканский континент занимает особое положение в теории эволюции человека. Он является платформой т.н. моноцентрической теории, согласно которой, человек зародился в Африке, на её просторах прошёл несколько стадий своего развития, после чего, достигнув стадии современного человека, африканский неоантроп распространился по всему миру. Это знаменательное событие, по мнению приверженцев «африканской» теории, произошло в интервале от 100 до 30 тысяч лет назад.

Есть другая точка зрения – т.н. полицентрическая теория, согласно которой антропогенез сходных форм происходил приблизительно в одно и то же время сразу в нескольких регионах планеты. Африка, в этом случае, является всего лишь одним из регионов антропогенеза.

В контексте сказанного рассмотрим эволюцию археологических культур Африки и развитие антропологического вида их носителей.

Первые археологические культуры, созданные предками человека, на Африканском континенте обнаружены в пустыне Джураб на севере Республики Чад (чадантроп возрастом 1,5 млн. лет) [1], в Олдовайском ущелье в Танзании (возрастом 1,750 млн. лет) [2], в Кении (Кооби–Фора, Туркана, 1,65 – 1,25 млн. л.н.; Нариокотоме III; 1,6 млн. л.н.) [3], в Чесованье (Chesowanja, 1,4 млн. л.н.) [4, стр. 62; 5, стр. 5], в пещере Макапансгат (1 – 3 млн. л.н.) [6] и др.

По новейшим археологическим данным, указанные африканские культуры не являются уникальными. В частности, возраст стоянки Дманиси в Южной Грузии около 1,8 млн. лет с остатками Homo erectus (ergaster)и пре-олдовайской индустрией [7, стр. 105]. Стоянки Амиранис-гора в южной Грузии, Айникаб 1, Мухкай 1 и др. в Дагестане, Богатыри и Родники на Тамани датируются, начиная с 1,5 млн. лет назад [8, стр. 141]. На Северном Кавказе, в полосе, простирающейся вдоль западного побережья Каспийского моря, открыта стоянка Дарвагчай-1, микролитические индустрии которой по времени относят ко времени, начиная с 2 млн. лет назад [9]. В России древний человек известен на Алтае (2,3 млн. л.н.; Улалинка, Горно-Алтайск [3; 10, стр. 115 – 125]), в поселении Диринг-Юрях на реке Лене (2 – 1 млн. л.н.) [11, 12], в Денисовой пещере (1,5 млн. л.н.; бассейн верхнего течения р. Ануй, Северо-Западный Алтай) [13]. К этому же времени относятся гоминиды, найденные в Европе (интергляциал Бибер/Донау, 2,3 – 2 млн., а также интерстадиал Донау II/III, 1,79 – 1,6 млн.), во Франции (2,2 млн. л.н.; Сен-Валье), на территории Хорватии (Шандалья 1; 1,6 млн. л.н.), в Испании (Эль Акуладеро; 1,43 – 1,35 млн. л.н., а также Вента Мисена; 1,36 млн. л.н.) [3]. Гоминиды известны в Азербайджане (Азыхская пещера; 2 – 1,5 млн. л.н.) [14, стр. 15 – 16, 31, 45, 50]. В Китае (2 млн. л.н.; пещера Лоньгупо, Сычуань) [15]. В Индонезии (1,9±0,4 млн. л.н., Моджокерто, Ява) [3].

Как видно из этого небольшого обзора, первые гоминиды были распространены по Евразийскому и Африканскому материкам достаточно равномерно. Но с той точностью, с которой обычно возможно датирование столь древних остатков, говорить о первенстве тех или иных из них не представляется возможным.

Между тем, несмотря на достаточно чётко обозначенную одновременность во всём мире перехода обезьяночеловека к стадии гоминид, говорить о том, что последующие процессы антропогенеза протекали одинаковыми темпами, сложно. В этой связи интересным оказывается рассмотрение процесса становления и смены археологических культур в каждом отдельном регионе и, в частности, в Африке с одновременным сравнением аналогичных процессов, распространённых на других территориях.

Как и во всём остальном мире, и в Африке на смену олдовайским культурам пришли шелльская и ашельская культуры местных видов архантропов и палеоантропов. Однако если на начальном этапе темпы развития африканских культур совпадали с евроазиатскими, то по мере развития африканские культуры стали всё заметнее отставать. Так, на территориях Европы и Русской равнины ашельские культуры сменились мустьерскими в интервале времени 250 – 100 тысяч лет назад. Начиная с 50-го тыс. до н.э. на территории Русской равнины неоантроп – человек современного типа – сформировал уже верхнепалеолитические культуры (костёнковскую). В Африке развитие ашельских комплексов продолжалось до 38-го тыс. до н.э. [16]. Перечислим некоторые из них.

Сангойская культура африканских палеоантропов обнаружена в разрезе Каламбо-Фоллз в Танзании и датируется 39 – 36 тыс. до н.э. [16]. К ней также относится стоянка Санго-Хилл в Южной Родезии [17], орудия которой отличаются ашельской техникой [16]. По мнению Л. С. Б. Лики, сангойская культура возникла в Южной Африке и распространилась оттуда в Анголу, в бассейн Конго и в район озера Виктория.

В это же время (38 – 36-ом тыс. до н.э.) в предгорьях Южной и Восточной Африки распространилась культура палеоантропов форсмит, орудия которой сочетали ашельскую и леваллуазскую техники [18].

Около 38 – 36-го тыс. до н.э. в безлесных степях Южной Африки, Родезии и Замбии развивается культура палеоантропов – стиллбей – с леваллуазской техникой. Известны метательные орудия, листовидные и треугольные наконечники стрел [18, стр. 162].

Развитие культуры стиллбей продолжалось вплоть до конца гамблийской фазы. Культуры типа стиллбей на юге и востоке Африки в голоцене перерастают в культуры позднего каменного века – уилтон и смитфилд. Согласно радиоуглеродным датам, их развитие продолжалось вплоть до периода от 6 тыс. до н.э. до рубежа новой эры [19] и отражало существование в Африке палеоантропов ещё в начальном периоде новой эры.

В Восточной и Центральной Африке к 10-ому тыс. до н.э. сангойские культуры сменяются лупембской культурой, инвентарь которой продолжает сангойские традиции, т.е. сочетает ашельские и леваллуазские формы [18, стр. 169].

В Западной и Северо-Западной Африке развитие палеолитических культур было аналогичным. Согласно исследованию П. Биберсона (P. Biberson) [20], галечные культуры Марокко развивались в течение мессаудийской (калабрийской) и маарифской (сицилийской) трансгрессий, т.е. гюнц-миндель по альпийской шкале, 736 – 566 тыс. л. назад [3]. Ашельские культуры формируются в течение амирской плювиальной фазы (миндель), развиваются в течение тенсифтского плювиала (рисс); конец ашеля (с заметным влиянием леваллуа) совпадает с пресолтанским плювиалом (вюрм I) [19].

В начале гамблийского плювиала в залесенных саваннах Западной Африки к югу от Сахары распространяется сангойская культура, позднее вытесняемая калин-лупембской. Обе культуры ашельские, характеризуются использованием леваллуазской техники [21, стр. 104 – 127].

Во время солтанского плювиала в Северной и Западной Африке развивается атерийская культура [20]. Наиболее ранняя дата, полученная в пещере Хауа Фтеах в Ливии, 32 – 26 тыс. до н.э. Наиболее поздняя – 6 – 5 тыс. до н.э. Обычно эту культуру рассматривают как мустьерскую вследствие широкого распространения леваллуазской техники и наконечников стрел с двусторонней обработкой [19].

Резюмируя данные по распространению археологических культур коренной Африки, можем сделать следующие выводы:

  1. Ашельские культуры на территории Африки повсеместно существовали ещё в 10 – 5-м тыс. до н.э., а в некоторых (надо сказать, многочисленных) местностях продержались вплоть до рубежа новой эры.
  2. Обычно физический тип человека, сформировавшего ашельскую культуру, определяется как архантроп на начальном этапе её развития и как палеоантроп – на финальной стадии. Причём, ашельские палеоантропы в эволюционном отношении в ашельское время достигают только лишь начальной стадии своего развития. Дальнейшая их эволюция протекает уже в мустьерскую эпоху. Между тем, ашельские культуры Африки так и не переросли в полноценное мустье.

Дальнейшее развитие археологических культур Северной и Северо-Восточной Африки происходит уже за счёт мигрантов с Евроазиатского материка. В конце плейстоцена, 10 – 8 тыс. до н.э., в Северную Африку проникает Homo sapiens, носитель иберо-мавританской (оранской) культуры [19], которую в 9 – 5-ом тыс. до н.э. сменяет капсийская культура, распространившаяся в Северной Африке и Средиземноморье [22, 23]. С которой и начинается формирование археологических культур, переросших впоследствии в Древний Египет.

Таким образом, до прихода мигрантов из Европы Африка была населена людьми, которых по оставленным ими археологическим культурам следует идентифицировать как поздние архантропы или ранние палеоантропы. Между тем, ко времени 90 – 60 тыс. до н.э. некоторые учёные относят появление в Африке «ранних архаичных сапиенсов». Налицо конфликтная ситуация: либо сапиенсы Африки были столь не развиты, что смогли достичь только ашельских культур (чего нигде больше не наблюдается), либо ашельские люди Африки были всё же архантропами или палеоантропами (что распространено повсеместно).

«Спорная» ситуация решается легко с помощью антропологии. Так, антрополог С.В. Васильев напоминает, что предковыми видами древних людей, сформировавшими позднеашельские африканские культуры, являются виды Homo erectus и Homo ergaster, создавшие указанные выше олдовайские культуры древностью до 2 млн. лет [24, стр. 44]. А утверждение о неких «архаичных видах сапиенсов», якобы, обитавших в Африке в указанное время, ложно, «поскольку оно нарушает основные принципы таксономии. Согласно этим правилам, все переходные (читай – формы, имеющие архаичные характеристики) должны относиться к виду-предшественнику» [24, стр. 43].

Отдельно можно привести данные языкознания, которые свидетельствуют о том, что евроазиатские языки разошлись с африканскими примерно 2 – 1 млн. лет назад, а первый контакт в виде афразийской семьи состоялся только позже 10-го тыс. до н.э. То есть никаких контактов Африки с Евразией или Евразии с Африкой в период 2 млн. до н.э. – 10 тыс. до н.э. не было.

Выводы:

  1. До начала новой эры в коренной Африке существовали только ашельские культуры.
  2. Носителей этих культур следует соотносить с поздними архантропами или ранними палеоантропами.
  3. Автохтонные жители Африки сформировали свою семью языков – африканскую, – которая до 10-го тыс. до н.э. оставалась изолированной от других языков планеты.

[Подробнее – А.А. Тюняев. История возникновения мировой цивилизации]

Литература:

  1. Урысон М.И., Ископаемый гоминид из Республики Чад и проблема пограничных форм между австралопитековыми и древнейшими людьми, "Вопросы антропологии", 1966, в. 22.
  2. Якимов В.П., Открытие костных остатков нового представителя австралопитековых в Восточной Африке, «Вопросы антропологии», 1960, в. 4.
  3. Клягин Н.В., Происхождение цивилизации (социально–философский аспект), ЦОП Института философии РАН. — М., 1996.
  4. Хрисанфова Е.Н., Мажуга П.М., Очерки эволюции человека. Киев, 1985.
  5. Раков В.А., Предисловие / Гусейнов М.М. Древний палеолит Азербайджана.
  6. Косарев В.Д., Прометеев канон, или похищение огня у древнейшего человека, Известия Института наследия Бронислава Пилсудского, № 8, Южно-Сахалинск, 2004.
  7. Беляева Е.В., Ашельские бифасы Армянского нагорья. Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда. Т. I. Стр. 105 – 107.
  8. Любин В.П., Новый этап в изучении ранней преистории Кавказа. Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда. Т. I. Стр. 141 – 143.
  9. Деревянко А.П., Зенин В.Н., Древнейшие индустрии юго-восточного Дагестана. Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда. Т. I. Стр. 10 – 12.
  10. Окладников А.П., Рагозин Л.А. Загадка Улалинки / Сов. этнография, 1982. № 6.
  11. История Сибири. Учебное пособие под ред. Бояршиновой и др. – Томск: Изд. ТГУ, 1967. – 472 с.
  12. Молчанов Ю.А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. – Новосибирск: ВО Наука, 1992.
  13. Деревянко А.П., Шуньков М.В., Агаджанян А.К и др., Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая. Условия обитания в окрестностях Денисовой пещеры. Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003.
  14. Гусейнов М.М., Древний палеолит Азербайджана. Культура Куручай и ее развитие. 1500000 – 70 тысяч лет назад. Баку, 1985.
  15. Хрисанфова Е.Н., Физический тип палеолитического человека (опыт реконструкции) / Раиса Денисова. Библиография к семидесятилетнему юбилею. Рига, 2000.
  16. Howell C., Clark J.D., Acheulian Hunter-Gatherers of Sub-Saharan Africa. «Viking. Publ. Anthrop. ». v. 39, 1963.
  17. Cole G.H., The Later Acheulian and Sangoan of Southern Uganda. «Background to Evolution in Africa». Chicago, 1967.
  18. Cole S., The Prehistory of East Africa. London., 1954.
  19. Долуханов П.М., Хронология палеолитических культур / в сб. Проблемы абсолютного датирования в археологии. Издательство "Наука", 1972.
  20. Biberson P., Human Evolution in Morocco in the Framework of the Paleoclimatic Variations of the Atlantic Pleistocene. «Viking Fund. Publ. Anthrop. », v. 36, 1963.
  21. Davis O., West Africa before Europeans. London, 1967.
  22. Kenyon К.M., Digging up Jericho, L., 1957.
  23. ВohI F.М. Th., Kanaanaer und Hebraer, Lpz., 1911.
  24. Васильев С.В., Гейдельбергский человек: кто, где, когда. Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда. Т. I. Стр. 42 – 45.

Ссылки по теме:

на начало