РЕЛИГИЯ | 10100100010011011 | |
101001000100110111001 |
Евдокия Кункина
Первый канал показал репортаж А. Коневича, в центре телесюжета - женский монастырь во Владимирской области. Шестнадцатилетняя воспитанница обратилась с открытым письмом к Президенту и к патриарху. О жестокости царящих в монастыре порядков.
Детей, живущих при обители, воспитывают методами, которые никак не вяжутся с христианскими нормами о любви к ближнему.
Итак, Валентина Перова восемь лет провела в Свято-Боголюбовском женском монастыре. Сбежала оттуда. И рассказала о «методах воспитания», которые там практиковались.
Следственные органы решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Уже не первый раз, монастырь попадает в поле зрения прокуратуры.
Валя Перова: «За взгляд могли наказать, за движение, которое им не понравится, могли поставить молиться на всю ночь, могли трапезы лишить на целый день, и ремнём били, пряжкой, синяки были».
Валя никогда не скрывала, что хочет быть не монахиней, а обычным ребёнком.
Рассказывает Света Кузнецова, послушница монастыря: «Валя говорила, что не хочет здесь жить. Но мы понимали, что ей убегать некуда, мамы у неё нету».
Убегала Валя два раза. В первый её быстро нашли и вернули в монастырь, не спрашивая согласия. Во второй раз вместе с ещё одной девочкой Кристиной они сбежали ночью и поехали в Гусь-Хрустальный, за сто километров от Владимира. А за помощью пришли в местный… храм!
Однако круг не замкнулся. Протоиерей Максим, клирик Свято-Троицкого храма города Гусь-Хрустальный: «Девочки были в очень подавленном состоянии, в плохом виде. И явно были запуганы. Они очень боялись возвращения в монастырь. Я понял, что им нужна серьёзная помощь профессиональных психологов и педагогов».
Две недели Валя живёт в московском приюте. Пока, это похоже, самые яркие страницы в её жизни - цветные карандаши, розовый свитер, детский спектакль и первый поход в кино.
Татьяна Харыбина, заведующая отделением медико-социальной помощи детского приюта: «Она становится обычным, нормальным ребенком. Когда грустит, может плакать. Может смеяться, может играть, может спать - в общем, делать то, что действительно хочется делать ребенку, чего она была лишена в принципе все эти годы. Она была лишена детства».
Кристину Фёдорову, сбежавшую вместе с Валей, забрала мать. Восемь месяцев назад она сама привезла дочь в монастырь - но как ей там живётся, видимо, не знала.
Историю бывших послушниц Боголюбовского монастыря теперь изучают в Следственном комитете. Комиссия Владимирской епархии, устроившая свою проверку, нарушений не нашла.
Ирина Минина, старший помощник руководителя Следственного управления СКП по Владимирской области: «Монастырь живёт по собственном уставу, у них есть темы такие, как непослушание и неправильное поведение, поэтому они действуют своими методами воспитания. Они не считают, что преступали закон».
Боголюбовский монастырь всегда отличался строгим укладом и особенными отношениями с государством. Здесь, к примеру, не переводят часы на летнее и зимнее время, монахини отказались участвовать в последней переписи населения и менять старые паспорта на новые.
Боятся в монастыре и всем известного ИНН - индивидуального номера налогоплательщика, называя его «дьявольским числом». Да и вообще, числа за монастырскими стенами не любят. ОРГАНЫ ОПЕКИ ДОЛГО НЕ МОГЛИ СОСЧИТАТЬ, СКОЛЬКО ЖЕ ВСЕГО ДЕТЕЙ ЖИВЁТ В МОНАСТЫРЕ. Оказалось - больше сорока, и ВСЕ БЕЗ ДОКУМЕНТОВ.
Елена Федулова, начальник отдела опеки и попечительства Управления образования Суздальского района: «Мы всё время эти вопросы ставим, что детям нужны паспорта, медицинские полисы, но это зависит не только от нас, это надо решать на другом уровне».
Встретиться с настоятельницей монастыря нам не удалось - приехали не вовремя. А монахини рассказ Вали Перовой называют преувеличением и выдумками.
Мать Антония, ответственная за монастырский приют Свято-Боголюбовского монастыря: «Она была трудным ребёнком, были свои проблемы в её воспитании, естественно, приходилось какими-то методами её наказывать. В том числе, её отделили от остальных девочек, потому что она пагубно на них влияла».
На эти воспитательные методы уже обращала внимание прокуратура области. Но до суда дело так и не дошло.
Найдут ли следователи основание для возбуждения уголовного дела? Валя старается об этом не думать. Говорит, что мечтает жить спокойно и отрастить косу до пояса, какая была раньше, пока не отрезали в монастыре.
Валя Перова: «У меня была осанка прямая, сейчас я сутулюсь, потому что нас постоянно заставляли с опущенной головой ходить. Я так привыкла и хочу исправиться, конечно».
А ещё она хочет стать врачом. Об этом Валя рассказала Елене Васильевне, у которой жила первые дни после побега. Она собирается оформить опеку на девочку. Валя не против. И постепенно привыкает, что её мнение может быть кому-то интересно.
Насколько справедливы обвинения в адрес монахинь, будет теперь проверять специальная комиссия. Об этом в эфире радиостанции «Русская служба новостей» рассказал представитель Московской патриархии.
Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси: «Если эти факты, хотя бы одна десятая часть этих фактов подтвердится, то, конечно, это полное безобразие. И я думаю, что ответ будет жёстким со стороны церковных епархиальных властей и Москвы».
Информация о телесюжете была размещена на одном из сайтов в Интернете и вызвала достаточно бурные комментарии, часть из которых мы сегодня публикуем с незначительными сокращениями.
- Вот что бывает, когда дают волю этим религиозным фанатикам. Мракобесие чистой воды.
- И вот это мурло пойдет преподавать в обычные школы. Ждём-с!
- Насколько я увидел из сюжета, девочку вытащили и дали ей приют те же самые церковные люди, только не относящиеся к этому монастырю. Кроме того, разве комментарий Патриархии был неадекватным? Если в больницах есть дурные врачи, то надо закрыть больницы? Или как?
- Сравнение не корректное. Врач - это профессия, а религиозный фанатизм - болезнь мозга. Нельзя им доверять воспитание детей. Дети должны жить в радости и любви, а не в мрачных кельях сутками лбом об пол стучать.
- А отчего вдруг сразу «фанатизм»? Опять-таки обращаю Ваше внимание: девочку эту «вытащили» именно верующие люди из города Гусь-Хрустальный - настоятель тамошнего храма и его прихожанка. И никакой болезни я у них не вижу. У воспитателей в некоторых детдомах никакого фанатизма нет - но детям там очень бывает страшно и плохо.
- Девочку не вытащили - она сама вылезла. А пошла к церковникам потому, что кроме них не знает никого и ничего. И ещё, если вы чего-то не видите, то это не значит, что его нет. Болезнь уже в том, что разум подменяется слепой верой в бога - этакий вариант супергероя. Только почему, если взрослый человек заявляет, что верит в Бэтмена, его везут в психушку, а на кучу психов, молящихся его еврейскому клону, никто внимания не обращает?
- Вы ошибаетесь - взрослого за веру в Бэтмена никто в психушку не повезёт. Повезут в том случае, если он решит, что, поскольку он Бэтмен, то ему пора полетать и решит для этого выпрыгнуть из окна небоскрёба или, спасая мир, начнёт бить «нехорошего» прохожего на улице.
- Вот только не надо воспринимать сказанное слишком буквально. Имелось в виду, что вера в «Бэтмена» - явный признак расстройства психики, и то, что такому индивиду никто воспитание детей не доверит. Чем отличается от этого вера в «Джезускрайста»? Только массовостью заболевания! А по поводу патриархии, так читал я их заявление. Девочка там представлена в образе унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, а они все такие белые и пушистые. Хотел слезу пустить, да железы подвели.
- Это мнение попечительского совета монастыря. Мнение Патриархии высказал руководитель пресс-службы Патриарха: если хотя бы десятая часть правда - реакция в отношении виновных будет очень жёсткой.
- От кого? От бога? Или предадут анафеме?
- Ну, и где главный поп всея Руси? Какую духовность его агентура собирается нести в школах, эту, что ли? Нет, ребята, я всегда говорил, и говорю, и буду говорить: церковь - это зло. Вера и РПЦ - это разные вещи. Я б даже сказал - диаметрально противоположные.
- Вообще-то этим должна заняться прокуратура. Или здесь сразу вспомнят, что церковь отделена от государства?
- Знаете, но не настолько она (церковь) отделена, чтобы совершать преступления и не нести обычной уголовной ответственности за свои деяния.
- Бедные дети… В монашки - с пеленок! И самое страшное, что ИХ НИКТО НЕ СПРАШИВАЕТ, ХОТЯТ ЛИ ОНИ ТАКОЙ СУДЬБЫ… Невинные жертвы религиозных фанатиков и мракобесов.
- Вы настолько хорошо знаете государственную систему детдомов и её плюсы, чтобы считать, что именно в церковных приютах всё зло?
- Я не считаю, что в государственной системе детдомов много плюсов. Но церковные приюты - совсем не выход из положения. Дети не виноваты, что остались сиротами, и не заслужили того, чтобы им с раннего возраста забивали мозги религией и заставляли носить монашескую униформу. Забота о детях - дело хорошее и правильное, но в случае с церковными приютами наблюдается уж очень сильный перекос в сторону вдалбливания религиозных догматов.
- Просто за толстыми стенами легко и безгласно проявляется одна из сущностей религии – ПОДАВЛЕНИЕ ВОЛИ И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА, превращение его в послушное небесной и земной воле правителей существо.
- Ну, блин, кто ещё за то, чтобы этих моральных уродов допускали в школы?