Кто подпадает под обязательный аудит бухгалтерской отчетности


Производство >> 03.09.2019

Зачастую компании бывает сложно определить, подпадает ли она под обязательный бухгалтерский аудит. Такое положение обусловлено большим количеством федеральных законов, которые устанавливают необходимость проведения данной процедуры для тех или иных субъектов хозяйствования.

Попытаемся систематизировать информацию по данному вопросу и определить основные объекты ежегодного аудита.

Объекты аудита по закону № 307-ФЗ

Закон «Об аудиторской деятельности» определяет критерии и основания, устанавливающие необходимость регулярных аудиторских проверок предприятий, а также условия, учитываемые при определении ее сроков.

Статья 5 устанавливает обязательный аудит бухгалтерской отчетности для следующих юридических лиц:

  • все разновидности акционерных обществ;
  • организации-страховщики;
  • компании, осуществляющие управление паевыми и акционерными инвестфондами;
  • профессиональные участники рынка ЦБ;
  • организаторы торговли;
  • общества по взаимному страхованию;
  • кредитные компании;
  • фирмы, занимающиеся клиринговой деятельностью;
  • бюро кредитных историй.

Кроме того, аудиторской проверке подлежат:

  • компании-эмитенты, ценные бумаги которых предполагается допустить к торгам на организованном рынке;
  • предприятия, представляющие или раскрывающие ежегодную консолидированную отчетность;
  • отчетность негосударственных пенсионных фондов;
  • другие случаи, определенные на законодательном уровне.
Кто подпадает под обязательный аудит бухгалтерской отчетности

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку другими законами также могут устанавливаться требования и критерии обязательной проверки компаний, отсутствующих в представленном списке.

В каких хозяйственных обществах нужно проводить обязательный бухгалтерский аудит

Иногда бытует мнение, что существуют разные требования к организации аудиторской проверки публичных и непубличных акционерных обществ.

Закон № 307-ФЗ не дает оснований для таких выводов. Независимо от того, какой тип акционерного общества (АО или ПАО) является объектом для аудита, сроки и порядок его проведения совершенно идентичны.

Аудит по закону № 39-ФЗ

Закон «О рынке ценных бумаг» регулирует порядок допуска ЦБ, выпущенных эмитентом, к торгам на организованном рынке.

Как только будет зафиксирован факт допуска к торгам таких ЦБ, их эмитент автоматически попадает в разряд лиц, подлежащих обязательному аудиту бухгалтерской отчетности. Это позволяет организатору торгов получить объективную детализированную информацию об эмитенте, которая важна для принятия потенциальными инвесторами решения о покупке ценных бумаг.

Консолидированная отчетность по закону № 208-ФЗ и аудит

Факт представления или публикации сводной отчетности автоматически переводит компанию в объект обязательного бухгалтерского аудита.

К данным указанной отчетности в соответствии с законом «О консолидированной финансовой отчетности» предъявляются определенные требования, в числе которых:

  • полное соответствие требованиям МСФО;
  • обязательное получение аудиторского заключения по сводному отчету.

Центробанк РФ является органом, на который возложен контроль за процессом раскрытия консолидированной отчетности.

Сумма годовой выручки как критерий для проведения аудита

Основанием для проведения проверки и получения аудиторского заключения может стать превышение пороговых значений годовых показателей любой компании:

  • годовая выручка от реализации, превышающая 400 млн. руб.;
  • стоимость активов свыше 60 млн. руб.

Каждый из показателей учитывается отдельно, поэтому превышение любого из них или обоих сразу влечет за собой обязательный бухгалтерский аудит. Это предусмотрено законом № 307-ФЗ.

Прочие основания для аудиторской проверки

Перечень законов, где упоминается необходимость получения аудиторского заключения после проверки бухгалтерской отчетности, достаточно обширен. Постараемся перечислить основные объекты, наиболее распространенные основания для проверок, а также укажем организации, обязанностью которых является их проведение.

  • Центробанк РФ. Статьей 93 закона № 86-ФЗ Национальному финансовому совету вменено в обязанность принятие решения, определение вопросов и выбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита Банка России.
  • Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков. Закон № 135-ФЗ в статье 24.10 требует обязательного размещения на сайте объединения аудиторского заключения годовой бухгалтерской и финансовой отчетности. Правом определения аудитора наделено Общее собрание членов указанного Национального объединения.
  • Туроператоры в сфере выездного туризма (в том случае, если стоимость годового туристского продукта превышает 400 млн. руб.). Требование об обязательности аудита прописано в законе №132-ФЗ. Крупные туроператоры вместе с ежегодным отчетом обязаны также предоставлять в федеральные органы исполнительной власти заключения аудиторов. Это обеспечивает контроль со стороны государства достаточной платежеспособности, финансовой устойчивости туристических организаций.
  • Застройщики многоквартирных домов. Для организаций-застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, законом № 214-ФЗ предусмотрен обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Политические партии (при условии получения государственного финансирования или превышения пороговой суммы расходов, определенной на уровне 60 млн. руб.). Требование аудита годовой отчетности установлено в законе № 95-ФЗ. В этом случае аудиту также подлежит отчетность всех региональных отделений данной политической партии.
  • Саморегулируемые организации. Обязательному аудиту подлежит вся бухгалтерская и финансовая отчетность на основании закона № 315-ФЗ.

В этом списке кроме крупных государственных компаний и корпораций, таких как «Роскосмос», «Росатом», «Ростех» «Российские автомобильные дороги», «Внешэкономбанк», присутствуют также организаторы азартных игр, Фонд содействия реформированию ЖКХ, кредитные кооперативы 2-го уровня, операторы лотереи, микрофинансовые компании.

Новый порядок предоставления аудиторских заключения

В 2019 году количество инстанций, в которые сдается отчетность с аудиторскими заключениями, значительно уменьшилось. К ним относятся:

  • территориальные налоговые инспекции;
  • территориальные органы статистики (в случаях, прямо установленных Правительством РФ, или отчетность, содержащая государственную тайну).

Предусмотрено ведение ФНС специального госинформресурса бухгалтерской отчетности, а также возможность получения сведений из него на платной основе.

Заключение

Приведенная в статье информация свидетельствует о достаточно сложном законодательном регулировании в отношении объектов, подлежащих обязательному аудиту годовой бухгалтерской отчетности. Чтобы не попасть в затруднительное положение и не оказаться в числе нарушителей законов, целесообразно воспользоваться услугами профильных специалистов.

Компания Мелишефф – признанный эксперт в области вопросов ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Здесь решают самые сложные профессиональные проблемы, берут на себя вопросы по составлению годовой бухгалтерской и финансовой отчетности предприятий разной отраслевой принадлежности, организовывают получение положительного аудиторского заключения по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Обращайтесь! Здесь вам помогут.