Банки нашли способ блокировки операций клиентов обход чёрных списков


Финансы >> 04.05.2018

Механизм двухуровневого очищения клиентов, которым в банках было отказано в проведении их операций или обслуживании, предназначенный для исключения их из «чёрного» списка, начал полноценно работать во второй половине прошлого месяца, и уже столкнулся с определёнными проблемами. Клиенты, которым отказали в обслуживании, массово засыпать банки запросами об исключении из списка, чтобы в итоге дойти до специальной межведомственной комиссии, организованной при ЦБ. Банки, в свою очередь, придумали новый оригинальный способ значительно уменьшить ажиотаж клиентов вокруг этих запросов. Клиенты, опрошенные журналистами, отмечают, что банки теперь стали отказывать в обслуживании без официального оформления дела, и включения клиента в чёрный список. В результате таких действий механизм реабилитации не работает. Особенно это касается взаимоотношений банков с гражданами.

Действия банков сами клиенты называют «недоотказами», так как подобные случаи нигде не фиксируются. Большая часть клиентов физических лиц не настаивает на документальном закреплении отказа в обслуживании. Банк имеет право не сообщать клиенту о его неправильных действиях, а также о способах исправления ситуации. Этим правом банкиры и пользуются, чтобы в ускоренном порядке расстаться с подозрительными клиентами. В крупных банках, как отмечают участники рынка, доля официальных отказов не превышает отметку в 0,1%.

Эксперты банковского сектора связывают такое развитие событий с тем, что в больших кредитных учреждениях с обширной розницей выявление подозрительных операций происходит в автоматическом режиме. Когда регулятор в 2017 году начал рассылать банкам списки с подозрительными клиентами, банковские учреждения стали всех заносить в свою базу, и блокировать операции. Теперь, когда клиенты стали обращаться за реабилитацией, у банков нет механизма для реального решения данного вопроса, а также специалистов подходящей квалификации.