Как разработать и зарегистрировать штрихкоды


Бизнес >> 27.02.2020

Штрихкодирование представляет собой маркировку продукции этикетками, в которых содержится подробная информация о товаре, что облегчает поиск и учет необходимых наименований. Преимущества штрихкодирования давно оценены во всем мире, а для ряда товарных групп такая маркировка на территории нашей страны является обязательной.

Где и для чего используют штрихкоды

В первую очередь это сферы торговли и логистики. Штрихкоды позволяют упростить процесс идентификации товаров на складе и упорядочить их хранение, оптимизировать прием и отпуск продукции, таможенную чистку. А также наладить контроль качества и сроков годности всего ассортимента наименований на складе или торговой точке.

Сканер считывает штрихкод

Для считывания штрихкодов используют специальный сканер

Благодаря маркировке можно унифицировать документы для сбора статистических данных, свести к минимуму сбои, которые могут быть вызваны человеческим фактором, повысить качество и скорость документооборота.

Какими бывают штрихкоды

Видов маркировки существует несколько, их различия сводятся к разнице в комбинации штрихов и пробелов. Но основным вариантом для осуществления международной торговли является EAN-13. Как понятно из названия, он включает в себя 13 цифр. В них зашифрована информация о стране, в которой была произведена продукция, данные об изготовителе, самом изделии. Последняя цифра является контрольным числом, по которому определяется подлинность изделия. Штрихкоды для продукции, произведенной в Российской Федерации, начинаются с цифр 460–469 или 793–799. Упаковки для транспортировки маркируются форматом ITF-14.

В случаях, когда речь идет о продукции компактных габаритов, на которую 13-значные штрихкоды наносить проблематично, чаще всего применяют EAN-8, в нем число знаков сокращено до 8. Этот же формат используют, когда необходимо минимизировать вероятность ошибки считывания этикетки, если продукция, к примеру, перемещается в контейнерах, движущихся на высокой скорости.

На какую продукцию наносят штрихкоды

В обязательном порядке на территории РФ маркировке подлежат:

  • пищевая продукция;
  • изделия медицинского назначения и фармацевтические препараты;
  • промышленные товары;
  • книги и полиграфия.

Но преимущества штрихкодирования оценены и в других сферах. Например, оно широко используется для маркировки грузов, в различных системах сбора данных, идентификации личности и т. п.

Каждому товару присваивается индивидуальный штрихкод

Каждому товару присваивается индивидуальный штрихкод

Как происходит регистрация штрихкодов

Для обеспечения уникальности штрихкодов их регистрируют в специальной системе. Компании, у которых часто возникает необходимость в получении новых штрихкодов, могут для этого вступить в Национальную организацию торговой нумерации либо похожую ассоциацию, но необходимо знать, что членские взносы в этом случае нужно будет вносить раз в год.

Если же вы планируете использовать небольшое количество штрихкодов, более выгодным для вас станет обращение в один из аккредитованных центров, которые предоставляют услугу разработки и регистрации штрихкодов. Оплатить ее придется лишь однажды, а полученными кодами можно будет пользоваться бессрочно.

Чтобы зарегистрировать штрихкоды, вам потребуется собрать пакет документации для подачи ее в аккредитованный центр. Он будет включать:

  • уставные документы компании;
  • название торговой марки;
  • свидетельства ОГРН, ИНН;
  • наименование и артикул изделия;
  • характеристики упаковки, предназначенной для транспортировки (если продукцию планируется перевозить в ней).

После проверки документов штрихкоды будут сгенерированы и зарегистрированы в реестре.