АНТИФАШИЗМ 10100100010011011  
  101001000100110111001

Украина в противостоянии России и Запада

Д. Петренко, Украина

С маниакальным упорством проющенковская часть политической верхушки Украины убеждает мировое сообщество в том, в чём убедить невозможно: в «самостийности» Украины, главным образом, от России.

Между тем есть и другие мнения, концентрированно выраженные участниками международной научно-практической конференции ещё два года назад (Симферополь, 19 – 20 сентября 2007 года).

Взять выступление народного депутата Украины Л.И. Грача на тему «Украина в условиях столкновения цивилизаций и необходимость её участия в формировании глобальной и региональной систем безопасности».

Невероятно, но факт: Л.И. Грач, говоря о притязаниях США на мировую гегемонию как основную угрозу мировой безопасности, предсказал, что мир оказался перед угрозой глобального кризиса. Который может привести к столкновению цивилизаций, коллапсу мировой экономики, повсеместному падению качества жизни и культурной деградации. Развитие событий по катастрофическому сценарию, конечно же, не предопределено. Однако становится очевидно, что его опасность нельзя преодолеть, не изменив структуру мировой экономики. Основанной на монополизации прав на контроль над мировыми ресурсами и научно-техническом прогрессе в руках незначительного числа государств и корпораций, и системе международных отношений, закрепляющей неравенство между странами и народами.

Мировой кризис особенно тяжело скажется на положении слабых «развивающихся» стран, экономика и социальная сфера которых не смогут справиться с надвигающимися трудностями. В числе таких государств оказалась и сегодняшняя Украина. Страна, превратившаяся в экспортёра сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью, теряющая свой промышленный, научный и оборонный потенциал, не выдержит даже первых ударов кризиса, если не найдёт способ остановить деиндустриализацию и обеспечить национальную безопасность. Добиться этого в одиночку, не объединяя свои усилия с другими странами, Украина не сможет. Поэтому решение вопросов государственного и общественного развития сегодня тесно связано с определением геополитической стратегии и внешнеполитического курса.

Интеграция в мировую экономику в качестве страны «третьего мира» привела к тому, что Украина утратила способность противостоять глобальным потрясениям.

Внутренняя логика развития кризиса связана с невозможностью обеспечить дальнейший рост потребления в развитых странах мира из-за ограниченности ресурсов непреодолимого препятствия для сохранения мировой экономической системы в её нынешнем варианте. В ХХ веке человечество неоднократно сталкивалось с различными по своему масштабу кризисами, – политическими, военными, промышленными.

Как известно, мировой экономический кризис конца 1920-х – начала 1930-х годов не только обрёк на нужду и страдания миллионы людей, но и открыл в Германии дорогу к власти нацистской партии, вожди которой через несколько лет развязали войну, едва не погубившую европейскую цивилизацию. Однако ранее кризисы были своего рода расплатой за экономический рост и технологический прогресс, точнее говоря, за невозможность использовать их достижения во имя общего блага.

Нынешний период упадка, в который мировая экономика вступила во второй половине 1990-х, связан с отсутствием ресурсов для дальнейшего развития мировой экономической системы. При этом оказался практически исчерпан потенциал, созданный социальными и промышленными технологиями, возникшими благодаря фундаментальным научным открытиям середины ХХ века. А это уже совершенно иная, намного более опасная ситуация.

В наши дни надвигающийся кризис проявляется в виде серии финансовых потрясений, идущих от мировой экономической периферии к её центру. Следствием этого становится, с одной стороны, рост социального неравенства в развивающихся странах, ухудшение их экономической структуры, с другой, – увеличение разрыва между бедными и богатыми государствами, обострение противоречий между ними, усиление позиций экстремистских движений как реакция на стремление глав крупнейших корпораций и политического руководства США и ЕС определять направления мирового развития.

Воздействие мирового кризиса сказывается во всех сферах жизни украинского общества. Сегодня Украина – бедная страна, раздираемая межрегиональными, межэтническими и межконфессиональными противоречиями, управляемая контролируемыми извне олигархическими группировками, большая часть граждан, которой лишена социальных и жизненных перспектив. По мере того как мировой финансовый кризис будет перерастать в экономический и социальный, будет обостряться и ситуация во всех сферах жизни украинского общества. Если реализация кризисного сценария не будет остановлена, он уже в ближайшие годы даст толчок череде затяжных локальных конфликтов, провоцирующих столкновение цивилизаций и быстрое падение мировой экономики, обусловленное дефицитом энергетических ресурсов.

Если Украина не сможет выработать геополитическую стратегию, позволяющую компенсировать её нынешнюю слабость отношениями тесного политического партнёрства и экономического сотрудничества с другими государствами, то для неё подобный ход событий станет приговором. Вполне возможно, что он станет окончательным и не подлежащим отмене. Подобный этап в своей истории украинское государство уже переживало на заре своего возникновения, в середине XVII века. Тогда Богдан Хмельницкий сделал выбор в пользу создания общего с Россией восточнославянского культурного пространства, которое стало основой для формирования восточнославянской цивилизации.

Она впоследствии распространила своё влияние на огромную территорию, включила в свой ареал многочисленные тюркские, угро-финские, кавказские, иранские, сибирские народы, оказала им содействие в развитии собственной культуры, спасла от поглощения и уничтожения. Теперь политическим руководством Украины фактически ведётся речь об отказе от исторического выбора, сделанного создателем украинского государства, а соответственно, и о выходе из пространства восточнославянской цивилизации.

Сегодня народ Украины вновь должен осуществить выбор дальнейшего пути развития страны. Он предполагает не только определение геополитических ориентиров, но и неразрывно связанное с этим решением принятие того или иного государственного устройства и способа образования украинской политической нации.

Целью Украины может стать образование политического и экономического союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном, с другими бывшими республиками СССР и странами Восточной Европы, с государствами Евразии и мира, близкими по своим позициям и интересам. В этом случае Украина станет одним из центров международной интеграции, превратится в активного участника мирового политического процесса, получит возможность бороться за улучшение своего места в мировой экономической системе. Для этого необходимо формирование политической нации на основе идеалов и ценностей восточнославянской цивилизации. Что, естественно, предполагает придание русскому языку статуса государственного и равноправное развитие русскоязычной и украиноязычной составляющих единой украинской культуры и ликвидацию олигархического господства.

Украина может стать младшим партнёром сильной региональной державы. На роль покровителя, как известно, активно претендует Польша. Однако украинская политическая нация в таких условиях так и не сможет возникнуть, а отдельные регионы страны станут ориентироваться на внешние центры притяжения. Этот вариант близок части украинской элиты, поскольку он снимает с неё всякую ответственность за дальнейшую судьбу страны и создаёт иллюзию поддержки извне. Во времена Богдана Хмельницкого часть казацкой старшины также выступала за то, чтобы превратить Украину в протекторат Польши или Швеции. Но расплатой за подобное бездействие станет массовая бедность, культурная деградация, а в более отдалённой перспективе - и распад государства. Именно такой вывод делает украинский депутат.

Подробно анализируя место и роль Украины в противостоянии России и Запада, исполнительный секретарь Общественно-политического объединения «Украинский форум» Г. К. Крючков напомнил: исторический выбор Богдана Хмельницкого в XVII веке спас украинский народ как этнос, позволил ему даже в жестоких условиях царского режима консолидироваться как нации, сохранить свой язык и самобытную культуру. Выбор украинского народа в 20-е годы прошлого века позволил ему обрести государственность в составе федеративного Советского государства. Воссоединить исконные земли, в братской семье народов Союза ССР создать мощную современную (на то время) индустрию, крупное сельскохозяйственное производство, передовую науку, процветающую культуру, отстоять свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны, выступить одним из основателей и авторитетных членов Организации Объединённых Наций.

Свой выбор навязывали нашему народу и пособники гитлеровцев. Из обоза фашистских оккупантов. Те, кого сегодня президент Ющенко и его единомышленники поднимают на щит как «героев Украины, боровшихся за её независимость». Что это был за выбор, хорошо известно. А тем, кто его навязывал, справедливую оценку дал Нюрнбергский процесс. Не будем забывать об этом!

Эксперт Института Русского Зарубежья В.Е. Журавлёв, рассматривая, как соотносится политика так называемой «европеизации» Украины - а вступление в НАТО является её концентрированным выражением, – с задачами, которые обозначил президент Украины В. Ющенко. Он говорил и говорит о возрождении украинской государственности, об украинском пространстве от Крыма до Карпат, о единой украинской нации, сильной демократической державе, где панует украинский дух, где выразительный национальный характер, где один государственный язык.

Но в том-то и дело, что с научной точки зрения, если говорить о традициях украинской государственности, то их надо начинать не с правительства Центральной Рады 1917 года, что было в речах Ющенко, а с традиций Киевской Руси, которая, согласно достоверным летописным источникам, возникла на одиннадцать веков раньше. И тогда надо признать, что украинская государственность имеет длительную историческую традицию, которая органично, по православной вере, этническому составу, политическим отношениям, была связана с традициями общерусской государственности. Возникает закономерный вопрос: почему украинское государство ориентировано на «европеизацию», В то время как «панующий украинский дух» И «выразительный украинский характер» имеют общерусское православное основание, а «украинское пространство от Крыма до Карпат» возникло как политическая география в период Украинской ССР в составе СССР?

Другой эксперт того же Института Н.Б. Бабурова, отмечая, что за последние двадцать лет на карте Восточной Европы появились новые государства, которые не могут урегулировать свои внутренние и внешние отношения, столкнувшиеся с кризисом идентификации, подчёркивает, что наиболее сложно этот процесс сейчас переживает Украина. Россию и Украину можно назвать однояйцевыми близнецами: разные государства, которые не могут друг без друга. Наши исторические корни и происхождение едины, нас связывают узы долгого житья под крышей одного большого государства сначала Российской Империи, потом СССР. Поэтому политическая культура России и Украины долгое время развивалась в одном русле. И только последние вот уже почти двадцать лет развиваются отдельно, но не независимо друг от друга.

Основным отличием формирования русской (тех нынешних православных государств, которые входили в Российскую Империю и СССР) политической культуры – является особое значение государства. В отличие от западноевропейской политической культуры, которая формируется вместе с формированием национальных государств, в России национальное государство так и не сложилось, по сей день оно территориальное. На Украине сейчас начинается процесс формирования национального государства и, следовательно, процесс формирования национальной независимой политической культуры. Обе страны обладают раздробленной политической культурой, как следствием образа разорванной страны и кризиса идентификации. При кризисе идентификации подобное тянется к подобному, и государства пытаются находить идентичность в сходстве. Однако поведение украинской современной элиты противоположно, и она ищет идентичности не с давно знакомой и близкой Россией, а с непонятной и далёкой Западной Европой и чуждой Северной Америкой.

Выбор пути развития Украины полностью зависит от самой Украины, её культурно-политических ориентиров, которые могут опираться как на традицию, так и быть ориентированными в новое неизвестное будущее, которое сейчас формируется.

на начало